Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2006
« Вернуться к журналу  

Буква немецкого закона

Немцы, как известно, народ педантичный и взыскательный. Они взыскивают по каждому удобному поводу. Основополагающим в этом национальном качестве является желание соблюсти порядок и установить справедливость. Причем немецкое законодательство этому всемерно способствует.

Немецкое законодательство о туризме имеет много различных норм, одной из важнейших среди которых является статья 651 Германского гражданского уложения (ГГУ), устанавливающая взаимоотношения сторон в рамках Договора о туристическом обслуживании.
Эта норма начинается с положения о том, что лицо, организующее путешествия, (физическое или юридическое) обязано предоставить туристу совокупность всех услуг по организации путешествия, а турист обязан уплатить за это установленную цену. Закон не регулирует, какие именно услуги составляю эту совокупность. Логика закона проста. Если в договоре перечислен набор оказываемых услуг и условия их оказания, то это имеет силу закона. Если что-то, записанное в договоре, не будет исполнено, то это «что-то» подлежит урегулированию либо в несудебном (лучше), либо в судебном (надежнее) порядке. В свою очередь обязанности туриста по договору также подлежат безусловному исполнению.
При разбирательстве неисполнения условий договора закон предписывает исходить из того, что переложить свою ответственность на третью сторону (перевозчика, гостиницу, иного партнера) возможно только в том случае, если этот партнер подтвердит, что за неисполненную услугу ответственность лежит на нем. Другими словами, если будет установлено, что лицо, организующее путешествие (туристическая организация), включила в договор услуги, не подтвержденные (в том числе и не оплаченные ею полностью или частично) на момент начала действия договора на туристическое обслуживание, то в этом случае туристическая организация несет за их неисполнение полную ответственность перед туристом.
Важнейшей нормой статьи 651 ГГУ является положение о предоставляемых гарантиях и устранении недостатков. Простота формулировки этой нормы вызывает уважение к законотворцам. Туристическая организация обязана организовать путешествие таким образом, чтобы «оно имело гарантированный уровень и было свободно от недостатков, которые уничтожают или уменьшают ценность или способность путешествия удовлетворять обычным или предусмотренным договором целям». Таким образом, закон устанавливает приоритет договора при определении потребительских качеств путешествия. При возникновении конфликта между туристом и туристической организацией основой для его разрешения является текст договора, и если будет установлено, что путешествие действительно не соответствует тому, что предписано договором и нормами обычной жизни, то турист может потребовать от туристической организации устранения недостатков. В то же время туристическая организация, может отказать в этом, если потребуются несоразмерные расходы.
Если туристическая организация не устранит недостатки в течение соразмерного срока, согласованного с туристом, то он может самостоятельно устранить их и потребовать возмещения произведенных им необходимых расходов. Необходимость в согласовании срока отпадает, если туристическая организация откажет в устранении недостатков или если будет установлено, что турист имеет особый интерес в немедленном устранении недостатков. Чаще всего на практике применяется компромиссное решение уменьшения цены. Если путешествие имеет временные недостатки, то его цена уменьшается на время существования недостатка.
Германское законодательство предусматривает право на расторжение договора вследствие выявленного недостатка. Если путешествию будет нанесен существенный ущерб вследствие такого недостатка, то турист может расторгнуть договор. Расторжение договора допустимо лишь в том случае, если туристическая компания не устранит недостатки в соразмерный срок, согласованный с туристом.
Если договор будет расторгнут, то туристическая компания, утрачивает право на получение установленного вознаграждения за свои услуги. Однако она может потребовать согласно статьи 471 ГГУ возмещения за уже предоставленные услуги или за услуги, которые должны были быть предоставлены до окончания путешествия. Последнее правило не действует, если услуги не представляют интереса для туриста вследствие расторжения договора. Например, оплаченные ранее экскурсии и другие мероприятия, запланированные на период после даты расторежения договора, ночевки, приходившиеся на тот же период, и т. п.
Поскольку договор может быть расторгнут и после начала его исполнения, туристическая компания обязана предпринять действия, необходимые для устранения последствий расторжения договора, в частности, если договором предусматривалась обратная доставка, то доставить туриста обратно. Дополнительные расходы в этом случае несет туристическая компания.
Если какой-либо недостаток возник вследствие обстоятельства, за которое отвечает туристическая компания, то турист может независимо от своих прав на уменьшение цены путешествия или на расторжение договора потребовать возмещения вреда вследствие неисполнения договора. Если же путешествие сорвано или организовано ненадлежащим образом, то турист может также потребовать соответствующего денежного возмещения вследствие бесполезно потраченного отпускного времени. К таким недостаткам относят задержки или переносы даты начала путешествия, неисполнение программы, установленной договором, и т. п.
Турист также вправе расторгнуть договор с получением соответствующего возмещения. Это правило «действует, если турист, вследствие возникшего обстоятельства, не может ть участия в поездке по уважительной причине, о которой знает туристическая компания». Со стороны туриста к таким недостаткам на практике относятся, например, болезнь или смерть туриста или его близких (родители, дети, родные братья и сестры), события, связанные с гибелью имущества в месте проживания туриста, иные трагические события, имеющие непосредственное отношение к туристу, а также вызов в государственные органы власти, если этот вызов невозможно перенести или заменить, и т. п.
Свои требования турист может предъявить туристической компании в течение одного месяца после указанного в договоре срока окончания путешествия. По истечении указанного срока турист может предъявить свои требования лишь в том случае, если он, не по своей вине, не имел возможности предъявить требование в надлежащий срок.
Срок исковой давности в отношении требований туриста составляет шесть месяцев. Исчисление срока исковой давности начинается с того дня, когда в соответствии с договором путешествие должно было закончиться. Если турист предъявит требование, то течение срока исковой давности приостанавливается до того дня, когда туристическая организация в письменном виде отклонит это требование.
Туристическая компания может договориться с туристом о том, что ответственность не превысит тройной платы в случае, если вред, нанесенный туристу, не будет вызван умышленными или небрежными действиями. Другая ситуация - туристическая компания несет перед туристом единоличную ответственность за вред, возникший вследствие вины одного из исполнителей отдельных обязательств по организации путешествия. Этот пункт очень важен для тех туристических организаций, которые связаны контрагентскими соглашения с другими участниками туристического бизнеса.
Если в отношении обязательств контрагентов туристических услуг действуют нормы, в соответствии с которыми требование возмещения вреда возникает или вступает в силу лишь при наличии определенных условий или ограничений, либо это требование исключается при наличии определенных условий, то туристическая компания может в урегулировании отношений с туристом также сослаться на вышеупомянутые предписания. Например, пропажа багажа.
До начала путешествия турист может в любой момент отказаться от договора.
Если турист откажется от договора, то туристическая компания теряет право на получение установленного вознаграждения за свои услуги. Однако она может потребовать возмещения произведенных расходов. Размер возмещения определяется исходя из стоимости поездки за вычетом расходов, еще не произведенных туристической компанией, а также выгод, которые она могла бы получить.
Туристическая организация обязана гарантировать туристу возмещение:
- уплаченной стоимости поездки, в пределах, не допускающих банкротства туристической организации,
- необходимые затраты, связанные с возвращением путешественника вследствие неплатежеспособности туристической организации или конкурсного производства, открытого в отношении неё.
Законодательство устанавливает, что эти обязательства могут быть исполнены туристической организацией только посредством страхового    покрытия, предоставленного страховщиком, уполномоченным на осуществление страховой деятельности в отношениях, регулируемых ГГУ, или обязательства осуществить платеж, принятого на себя кредитной организацией, уполномоченной на осуществление соответствующей деятельности в отношениях, регулируемых ГГУ.
Страховщик или кредитная организация могут в случае необходимости ограничить свою ответственность по выплате сумм, подлежащих в общей сложности возмещению. ГГУ устанавливает следующие размеры ответственности:
- в течение первого года деятельности туристической организации – 35 миллионов евро;
- в течение второго года — 50 миллионов;
- в течение третьего года – 75 миллионов;
- в течение последующих лет - 100 миллионов евро.
Для расчета размера платы за предоставление гарантий страховщики и кредитные организации используют одинаковые методики, поэтому цены гарантий у них при равных условиях одинаковые.
В том случае, если суммы, подлежащие возмещению страховщиком или кредитной организацией в соответствии с этим законом, в общей сложности за один год превысят максимальные размеры, указанные выше, то суммы отдельных претензий на возмещение денежных средств пропорционально уменьшаются.
Для исполнения своего обязательства, предусмотренного ГГУ, туристическая организация должна обеспечить возможность туристу непосредственно предъявить и обосновать претензию к страховщику или кредитной организации путем передачи ему предоставленного указанными лицами подтверждения о принятии обязательства (страховой полис или гарантийное свидетельство).
Туристическая организация вправе требовать от туриста платы за путешествие или принимать ее, за исключением задатка в размере, не превышающем 10 процентов от цены путешествия, но, в любом случае, не более 250 евро, только в том случае, если она передала путешественнику страховой полис или гарантийное свидетельство.
Все перечисленное выше не действует в нескольких оговоренных законом случаях.
Организатор поездки не является туристической организацией, т. е. предоставляет необходимые для поездки услуги в виде исключения из своей профессиональной деятельности.
Срок путешествия составляет менее 24 часов, в путешествие не включена ночевка, и плата за путешествие составляет менее 75 евро.
Организатор путешествия является юридическим лицом публичного права (некоммерческой организацией).

И самое главное. Законодательные нормы Германского гражданского уложения не могут быть пересмотрены в сторону, ухудшающую положение туриста.

Феликс БЕРУЛЬ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72