Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Таежный приют
Генеральный директор фирмы «Родник» Валерий САНОЧКИН
Все началось в 1992 году. Развал Советского Союза и экономики, в глазах людей - растерянность, неуверенность в сегодняшнем дне, не говоря уже о завтрашнем. Железная руда, которую добывает Абаканское рудоуправление, стала никому не нужна. Зарплата не выдается, постоянно проходят собрания коллективов. Я руковожу подземным цехом этого рудоуправления – шахтой. И должен каждый день, в три смены, отвечать на вопрос тысячи человек: как жить дальше?
Отдушина одна – отпуск в тайге. Ежегодно со своим напарником - страстным охотником, я проводил отпуск в горах Саянах. Мы ходили по красивейшим местам - величественным вершинам, чистейшим рекам и озерам. Мечтали, что когда-нибудь, после выработки шахтерского стажа, сходим за те горизонты, которые в силу недостатка свободного времени не можем себе позволить. Ведь у нас есть семьи, им тоже нужно уделить часть отпуска.
И вот решение принято. У меня не было раздумий над тем, чем еще я могу заниматься, кроме любимого шахтерского труда. Это была готовая схема комплексного лесопользования - развитие активных видов туризма: пешего, рыболовного, сплавного. Кроме того, нам были интересны заготовка и переработка таежных ягод, грибов, трав, корней, промысловая деятельность, развитие на новой основе детского туризма и баз отдыха взамен угасающих. С самого начала я понимал, что главное препятствие круглогодичной занятости работников будущего предприятия - сезонность туризма. Именно поэтому межсезонье предполагалось заполнить переработкой ягод и грибов, лекарственного сырья, организацией осенне-зимнего охотничьего туризма, каникулярных и праздничных туров.
29 апреля 1992 года я зарегистрировал туристско-производственное предприятие ТОО «Родник», занимавшееся вышеназванными видами деятельности. Все начиналось с нуля. У нас не было ни стартового  капитала, ни наработок, ни связей в этом виде природопользования, ни профессиональных исполнителей. Только четыре энтузиаста, абсолютно разных человека: горный инженер-технолог, журналист, охотовед и профсоюзный работник. И, конечно, огромное желание организовать новое дело, доказать, прежде всего самим себе, что мы не потерялись в этом поистине вселенском хаосе начала 90-х. Плюс огромная вера: мы это сделаем!
Площадка для строительства базы сомнений у нас не вызывала. Мы выбрали одно из моих любимых мест по охотничьему промыслу. Недалеко находится федеральная трасса, а поляна укромно спряталась на берегу небольшой, очень бурной и чистой речки. Вокруг - кедры, ягоды, грибы, птицы, звери. При этом нет клеща, нет таежного гнуса. Идеально! Тем более, что у нас с женой уже были приготовлены материалы для строительства дома: от бруса до краски и гвоздей. Они и пошли на возведение первой очереди турбазы «Снежный барс». Пригодилась также страховка – за украденную тувинцами автомашину.
В мае 1992 года мы с напарниками решали: здесь будет первый ряд домов, здесь - объекты для общего пользования - столовая и корпус для проведения досуга, здесь - баня. Работа закипела. Уже в сентябре в главном корпусе мы проводили презентацию турбазы с участием городской и районной администраций, представителя ФРГ в Хакасии и группы туристов из Германии.
Кстати, при застройке, оформлении места под строительство и договора на комплексное природопользование участка лесного фонда особых трудностей не было. Наш энтузиазм и одержимость побеждали все. Мы побороли даже чиновников, которые не могли понять, кто эти до наглости смелые незнакомые люди, которые без тени трепета и подобострастия входят во все республиканские кабинеты и требуют (!) оформления их законных прав: лицензий на виды деятельности, договоров на участки лесного фонда, сертификатов на продукцию.
С самого начала мы решили оформлять все документы в законном порядке, в полном соответствии с нормативно-правовой базой. Учились на ходу вместе с чиновниками, которые тогда сами не знали, как поступать в подобных случаях, как оформлять документы и оформлять ли вообще. Чаще всего такое оформление стоило любому предпринимателю как минимум доли в учредительных документах. Но мы об этом не знали, не думали и шли везде с наглостью новичков. Тем более, мы считали, что защищены конституцией.
Чиновники ахнули, когда мы честно оформили договоры, получили лицензии на десять лет, и при этом за нами не оказалось никакой «лохматой руки». Тогда они ринулись в атаку. Наперебой, расталкивая друг друга локтями, пытались (и пытаются  до сих пор) поставить нас в такое  положение, чтобы мы сами пришли и попросили у них «экономического убежища».
С самого начала мы занимались всеми возможными в регионе видами туризма. Сначала преобладали детские туры: каникулярные, программы выходного дня, праздничные. Между ними нарабатывались  варианты работы с организациями: вечера отдыха, юбилеи. Набирало силу сотрудничество с фондом социального страхования. Много времени, сил и средств уходило на трудовые летние лагеря. Они проводились нашим предприятием на очень высоком уровне, пользовались популярностью, запись в них шла всю зиму.
Осенью, зимой и весной лучшим подросткам мы давали сдельную оплачиваемую работу по фасовке лекарственных трав и корней. Они даже сбегали с уроков, чтобы поработать и попасть на следующий сезон в списки трудовых отрядов. Там была наша сибирская республика Шкид: самоуправление, своя валюта, соревнования и интересный досуг. Мы участвовали в турвыставках, давали информацию о себе в каталогах, справочниках. Ввели неустанный контроль за качеством обслуживания каждого гостя по принципу «клиент всегда прав». Это принесло свои плоды: у нас постоянная клиентская база.
Сегодня во всех крупных городах Сибири турагенства предлагают услуги турбазы «Снежный барс». Работает наш корпоративный сайт www.rodnikltd.ru. Главное отличие нашего предприятия ООО «Родник», имеющего номер ВТ 010938 в реестре туроператоров внутреннего и въездного туризма, – широкий  спектр собственных услуг и возможность  составить и реализовать индивидуальную программу для любых групп клиентов по их вкусу - пешие, конные, сплавные, рыболовные, охотничьи туры, оздоровление в фитопаросауне.
Увы, в последние годы резко изменились условия пользования участками лесного фонда. Ставки налогов постоянно меняются. Их рост составляет 700% и более. Но наша фирма имеет стабильное положение на рынке туристских услуг, сложившийся, болеющий за свое дело коллектив, готовый выполнить самые серьезные заказы.
Мы сотрудничаем с Глобальным экологическим фондом в реализации грантовых проектов. Летом на «Барсе» работает собственная уникальная гидростанция. Конечно, не обходится и без проблем. Рядом с турбазой проходит ЛЭП-220 МВТ, а весь район с богатейшими рекреационными ресурсами и малые поселения работают на дизель– или бензогенераторах, загрязняющих окружающую среду. Я думаю, придет время для национального  проекта – энергетика людям в отдаленных районах, где от установки одной  подстанции может зависеть развитие целого ряда туристских и перерабатывающих предприятий.
Что нам хочется сделать? Хочется, чтобы Хакасия попала в список регионов, имеющих ОЭЗ туристско-рекреационного типа, чтобы туризм в нашей республике стал бюджетообразующей отраслью. А еще - просто верить и знать, что завтра родное государство в лице своих чиновников даст жителям глубинки, особенно заинтересованным в развитии внутреннего туризма, возможность работать легче, чем сегодня, и нам не нужно будет ждать от него только мелких и крупных пакостей.
 
Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72