Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2006
« Вернуться к журналу  

Калининград в эпоху перемен

Каким будет 2007 год для самого западного региона России?


Без преувеличения можно сказать, что самый западный российский регион живет в напряженном ожидании осени 2007 года. Все меньше времени остается до обозначенной даты вхождения Польши и Литвы в Шенгенское соглашение, а главный для жителей Калининградской области вопрос нормального, цивилизованного режима передвижения через сопредельную территорию Литвы в Россию еще не решен. Не затрагивался он и на недавней встрече Россия – Европейский Союз в Сочи. Все меньше надежд и по поводу сохранения режима оформления калининградцам льготных польских и литовских виз после расширения шенгенской зоны.

Создание 1 апреля 2006 г. на территории Калининградской области Особой экономической зоны (ОЭЗ) предполагает обеспечить условия для динамичного социально-экономического развития этого региона России и реализации крупных инвестиционных проектов. С начала нынешнего года здесь уже побывали представительные делегации деловых кругов Германии, Австрии, Голландии, Чехии и Казахстана. Сейчас Германия является одним из основных инвесторов в экономику региона – на территории области работают более 370 предприятий с участием немецкого капитала.
Совместно с немецкой стороной недавно принято решение о возобновлении регулярных авиарейсов по маршруту Калининград – Берлин. ОАО «Российские железные дороги» и польская компания «РКР» достигли договоренности о продлении на ближайший летний сезон курсирования международного поезда Калининград – Гдыня с беспересадочными вагонами Калининград – Берлин. Поезд ежедневно отправляется из Калининграда через Мамоново, Бранево, Эльблонг и Тчев до Гданьска, Сопота и Гдыни. А беспересадочные вагоны Калининград – Берлин от Тчева далее направляются через Франкфурт-на-Одере в Берлин. Поездка из Калининграда до Гданьска занимает 5 часов, а до Берлина – 16 часов.
Утверждена областная программа развития до 2020 г. сети местных автодорог. Она начнется со строительства четырехполосной скоростной автомагистрали из Калининграда в приморский курорт Зеленоградск с ответвлением на аэропорт Храброво.
В конце 2005 г. после реорганизации областных административных органов был упразднен Комитет по туризму администрации Калининградской области, а вместо него создан Отдел туризма (начальник отдела Наталья Друтман) в составе областного Министерства развития промышленности, малого предпринимательства и туризма во главе с Николаем Власенко.
В концепции долгосрочной, рассчитанной на 25 лет, стратегии социально-экономического развития Калининградской области обозначены основные задачи регионального туризма. В планах областного правительства – превращение региона во всероссийский туристический центр. Он может предложить отечественным и зарубежным туристам хорошие песчаные балтийские пляжи, янтарь, неповторимую природу Национального парка «Куршская коса», обилие малых рек и живописных озер, рыбалку и охоту, многочисленные исторические места, архитектурные памятники и руины старых замков. Согласно принятой стратегии развития туризма и рекреации до 2010 г. планируется ежегодно привлекать в регион до полутора миллиона туристов, хотя губернатор Георгий Боос считает, что область вполне может принимать три-четыре и даже до десяти миллионов туристов. Стратегическими направлениями развития регионального туризма названы лечебно-оздоровительный и познавательный туризм. К приоритетным задачам отнесена и реализация бессрочной программы «Мы – россияне», в рамках которой калининградские дети, привыкшие в последние годы больше смотреть на западных соседей, обязательно должны посещать Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца, знакомясь с культурно-историческими ценностями России.
Но нельзя не заметить и того, что этим планам препятствуют проблемы местного турбизнеса: слабая в целом транспортная доступность региона, неразвитая туристская и курортная инфраструктура, нехватка доступного качественного гостевого жилья и сертифицированных гостиниц, объектов развлечений и агротуризма. В регионе отсутствуют общеевропейские туристские маршруты – пешие, водные, автомобильные и велосипедные, продолжается незаконное строительство на побережье и в охраняемой зоне Куршской косы, разрушение отдыхающими авандюны Куршской косы, загрязнение и уничтожение лесов. А недавно появилась совершенно авантюрная идея создания на Балтийской косе игорной зоны с ресторанами, крупным казино и прочими сопутствующими объектами.
Далеко от образцового экологическое состояние региона – имеются проблемы чистоты городов и населенных пунктов области, неудовлетворительного состояния водоочистных сооружений из-за отсутствия средств на эти цели в местных бюджетах. Остается надеяться на подготовленную Целевую программу экологического оздоровления области на 2006–2010 гг., где намечены современные решения по утилизации и обезвреживанию отходов.
На российской государственной границе в Калининградском регионе протяженностью 648 км более двадцати пунктов погранпропуска с Польшей и Литвой. Медленно развивается приграничная инфраструктура – еще не оборудованы мидовские консульские пункты на важнейших погранпереходах, до сих пор не открыт погранпункт в Рыбачьем (Рыбачий – Нида), предусмотренный межправительственным соглашением с Литвой для развития водного туризма. Никто не возражает против открытия на госгранице «зеленого коридора» для туристических автобусов, но почему-то не находятся средства для оборудования таких линий. Только на 2008 г. планируется открытие столь необходимого для региона крупного погранперехода с Польшей в Мамоново-2 – Гжехотки. В очередной раз остановлено пассажирское судоходство между Россией и Польшей в Балтийском (Вислинском) заливе. Подобное уже происходило на непродолжительное время в 2003 и 2004 гг. Однако нынешнее решение, по-видимому, будет иметь длительные последствия, вплоть до подписания по предложению Российской Aaерации международного соглашения с Республикой Польша о правилах судоходства в заливе.
Согласно статье 19 закона об ОЭЗ об упрощенном порядке въезда для иностранных инвесторов выдача одно- и двукратных виз должна была производиться прямо на погранпереходах в Мамоново, Багратионовске и местном аэропорту Храброво. Пока такой порядок не предусмотрен на крупных региональных погранпереходах в порту Балтийск, в Советске и Чернышевском. К тому же оказалось, что эти упрощения пока остались лишь на бумаге, поскольку для их вступления в силу необходимы подзаконные акты, которых до сих пор нет. В генконсульствах Германии и Швеции, региональной Ассоциации иностранных инвесторов на эффективность новых упрощенных правил въезда в регион пока не рассчитывают. До сих пор остается на стадии эксперимента практика выдачи 72-часовых виз.
Крайне важно для калининградцев наличие загранпаспортов, но реорганизация паспортно-визовой службы, по словам ее нового областного руководства, никак не скажется на порядке и сроках оформления этих документов.
Губернатор Георгий Боос полагает, что уровень жизни в регионе должен быть повышен до аналогичного показателя соседних стран Литвы и Польши. Заметим, что соседнее Варминьско-Мазурское воеводство входит в число наиболее отсталых в экономическом плане регионов Польши, тем не менее Вармия и Мазуры вполне могут дать фору Калининградской области. Поэтому правительство Калининградской области намерено изучить инвестиционную эффективность Варминьско-Мазурской специальной экономической зоны и стратегию развития воеводства, разработанную в рамках региональной политики Евросоюза. В Калининграде планируется открытие представительства Варминьско-Мазурского воеводства, намечена разработка общих проектов сельскохозяйственного, экологического, туристического и транспортного характера. Однако, по мнению экспертов, без крупномасштабной трудовой миграции в Калининградской области невозможно решать задачи ускоренного экономического роста. По расчетам, региону будет необходим в ближайшее время миллион человек трудоспособного возраста, квалифицированных работников, а губернатор считает, что за пять лет регион мог бы принять на работу даже 5 миллионов.

В тему

Марина ДРУТМАН, начальник отдела туризма Министерства развития промышленности, малого предпринимательства и туризма правительства Калининградской области:

За последние годы явно «помолодел» облик нашей области. Особенно это стало заметно после масштабных работ по подготовке к проведению празднования 750-летия Калининграда. Центр города был отреставрирован, но и сейчас в связи с празднованием 60-летия области работы по благоустройству города продолжаются. В ходе работ были отреставрированы знаменитые «Королевские Ворота», где разместился филиал Музея океанографии, восстанавливается и ряд других исторических объектов. Продолжаются работы на Куршской косе – уникальном природном объекте, популярном у туристов. Ведется работа по включению комплекса защитных сооружений города в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Вводятся в строй новые гостиницы в столице региона и на побережье, в том числе класса люкс, такие как «Гранд Палас» в Светлогорске, «Самбия» в Зеленоградске, началась модернизация комфортного отеля «Русь». В городе и области заметно прибавилось количество новых ресторанов, кафе, расширяется сеть объектов агротуризма. Основными для области остаются лечебно-оздоровительный, пляжный и культурно-познавательный туризм.
Въезд иностранцев на территорию нашего региона в 2005 г. составил 330 тыс. человек, 70 тыс. из них – зарубежные туристы. Руководство области предлагает в течение двух ближайших лет увеличить почти в четыре раза – до 1,2 млн – число въезжающих иностранцев, а к 2015 г. довести эту цифру до 3,5 млн человек. В связи с поставленными задачами нами разработана стратегия развития туризма в Калининградской области на ближайшие годы.

Тамара ТОРОПОВА, председатель правления Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области, директор турфирмы «Ноктюрн»:
Туризм объявлен в нашей области приоритетным направлением экономического развития, однако хочу подчеркнуть, что всего пятнадцать лет прошло с момента «открытия» региона и до сих пор еще сильны признаки его закрытости. Это прежде всего касается проблем въезда (пока явно преобладает транзит) и последующей сложной регистрации иностранцев (целый ряд документов, очередь в ФМС и т. п.). Перемены здесь происходят слишком медленно и явно тормозят развитие въездного туризма. Нас беспокоит состояние дорог, пограничных переходов и нарастающий дефицит современных транспортных средств для групповых перевозок. По состоянию на сегодняшний день практически ликвидировано судоходство в Балтийском (Вислинском заливе) с польскими Фромборком, Эльблонгом и Крыницей, не находит положительного решения прибрежная пассажирская линия Калининград (Балтийск) – Гданьск. Наши региональные турфирмы встревожены весьма бесцеремонными попытками вхождения в регион крупных туроператоров из Москвы и Санкт-Петербурга. И, наконец, нужно обратить внимание, что на фоне безупречной по сей день работы генконсульства Польши в Калининграде все сложнее для нас становится визовая политика соседней Литвы. Особенно это касается наших экскурсионных групп. Например, последние новшества в визовой процедуре практически свели к нулю многочисленные экскурсионные группы калининградцев, ранее регулярно посещавшие дельфинарий в Клайпеде.

Владимир КОРОТКОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72