Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Алексан Мкртчян
Гендиректор туркомпании и сети турагентств «Розовый слон»
«Мы не сможем построить у себя красивую большую страну, если будем закрываться от мира»

Алексан Мкртчян – руководитель ведущего ростовского туроператора и сети агентств «Розовый слон». В настоящее время под брендом «Розовый слон» работает уже около 90 офисов в  ЮФО, СКФО и других федеральных округах. В этом году компания обслужила более 65 тысяч человек.
Много лет назад Алексан Мкртчян стал одним из первых бизнесменов в Ростове-на-Дону, кто наладил устойчивые деловые контакты с Турцией. Однако теперь, по его признанию, ситуация в российско-турецких отношениях такова, что высокая степень доверия между странами может восстановиться еще не скоро.
 

 

– Как сейчас турецкий бизнес переживает конфликт с Россией? Можно ли говорить, что деловые отношения испорчены всерьез и надолго? 

– Они испорчены на 100% – турецкий бизнес находится в тяжелейшем нокдауне в связи с этой ситуацией. Я уже получил по этому поводу очень много звонков от своих партнеров, и один из них был такой: меня пригласили на личную встречу на «нейтральной территории» – в Минске.

Еще совсем недавно я такого даже представить себе не мог. Но теперь Россия вводит визовый режим для турецких граждан, хотя пока Турция не предпринимает симметричные меры, и это очень приятно.

 

Пока еще сохраняется регулярное авиасообщение с Турцией из российских аэропортов, но оно в большей степени используется россиянами в целях транзита – сейчас самый большой разлет по Европе из России имеют не Lufthansa, Air France или British Airways, а именно Turkish Airlines через Стамбул.

 

Но в плане взаимного доверия с конфликт с Турцией – это надолго. К тому же турки еще не предприняли ответных мер, а мяч сейчас на их стороне поля. Поэтому то, что происходит сейчас, это еще «цветочки». «Ягодки» будут, когда турки ответят симметрично.

 

– Лично для вас в деловых отношениях с Турцией никогда не был значим национальный фактор? 

– Нет. У меня очень много давних друзей в Турции, причем не только среди отельеров и туроператоров, с которыми я работаю много лет, и национальный вопрос между нами никогда не вставал. Более того, совладелец одной из самых крупных турецких фирм в России на свои деньги издал книгу о геноциде армян, да и значительная часть турецкого народа остро переживает тему геноцида.

 

Мир меняется, и события, которые происходили сто лет назад, сейчас начинают восприниматься по-другому. Демократические процессы касаются всех стран мира, и если принятие Турции в Евросоюз все-таки состоится, то один из вопросов, которые предстоит решить, – это признание геноцида армянского народа. Просто так принять мусульманскую страну, минуя ее прошлое, – на это Европа вряд ли пойдет.

 

– Может ли бизнес – как российский, так и турецкий – сейчас как-то повлиять на политиков? 

– Если говорить о Турции, то Эрдоган – довольно авторитарный лидер, и открыто противостоять ему сложно. Поэтому курортный бизнес, который во многом строился с оглядкой на Россию, сейчас активно ищет замену российскому рынку: в первую очередь рассматриваются Иран, Прибалтика, Восточная Европа, в меньшей степени – Белоруссия, есть потенциал у Казахстана, особенно у его северных регионов, близких к России.

 

Думаю, часть россиян полетят в Турцию именно из Казахстана, а также из Минска. Но так поступят далеко не все, потому что люди давно привыкли к прямым чартерам. Хотя, с другой стороны, туризм – это отрасль, которую сложно загнать в какие-то географические рамки, весь смысл ее существования – объять весь мир, а главная задача – показать людям, что можно путешествовать везде.

 

Поэтому когда я слышу высказывания о том, что не надо ездить за границу, я категорически с этим не согласен. В мире более 200 стран, и среди них есть те, где российских туристов ждут и любят, причем не обязательно за их деньги, просто есть потребность в общении с россиянами.

 

И если сейчас мы замкнемся и будем отдыхать только внутри России, мы потеряем возможность межгосударственного общения на уровне простых граждан. Автаркия, замыкание в себе – это очень опасно, и очень важно, чтобы наши чиновники это поняли.

 

Формально Россия, конечно, не закрыта: вместо железного занавеса опустилась какая-то шторка. Но мы не сможем построить у себя красивую, настоящую большую страну, если будем закрываться от мира. Мы уже проходили это и получили гигантское отставание от передовых стран. И как только мы начали его преодолевать, все сразу возвращается на круги своя.

 

– Какая утрата для российского турбизнеса, по вашему мнению, более болезненна – Египет или Турция?

– Конечно, это Египет, потому что это ярко выраженное сезонное направление для россиян, проживающих на европейской части страны, вплоть до Урала. Сибирь и особенно Дальний Восток все-таки гораздо больше ориентированы на Таиланд.

С конца октября и почти до конца мая, пока в Турции холодное море, Египет был практически безальтернативен для тех, кто хотел недорого отдохнуть на море.

 

В этом сезоне, до инцидента с Airbus, спрос на Египет был очень хороший: только мы за октябрь отправили туда две тысячи человек из трех аэропортов юга России – Ростова, Краснодара и Минеральных Вод. И если бы не эта катастрофа, то сезон, я думаю, был бы фантастически хорошим вплоть до апреля, когда начинаются первые рейсы в Турцию.

 

– В какой мере здесь возможно, так сказать, количественное и качественное импортозамещение? Можно ли значительную часть потока по турецкому и египетскому направлениям переориентировать на российские курорты?

– Конечно, глава Ростуризма Сафонов уже заявляет, что стереотип массового пляжного отдыха устарел, но я хочу спросить господина Сафонова: вы готовы подогреть Черное море? В том смысле, что если этот стереотип действительно устарел, то давайте в феврале отдыхать на Черном море.

 

Да, мы живем на юге: в Сочи, Краснодаре, даже в Ростове температура зимой не так часто опускается ниже нуля. Но у нас же 70% страны находится в зоне вечной мерзлоты, и для таких городов, как Вологда или Сыктывкар, 20 градусов мороза зимой – это норма, а в Карелии и Мурманской области сейчас стоит полярная ночь.

Получается, что эти люди не имеют права на теплое море и солнце зимой, несмотря на то, что есть научно обоснованные нормы потребления солнечного света? Ну невозможно же просидеть в Мурманске всю зиму!

 

Поэтому я считаю, что россияне вправе сами решать, где им отдыхать за свои честно заработанные деньги, и не хотелось бы, чтобы за них это решали чиновники типа руководителей Ростуризма и Роспотребнадзора.

Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, в случае с Египтом абсолютное замещение невозможно: пирамиды мы в Нарьян-Маре или Сыктывкаре не поставим, а теплое Красное море с кораллами в России не появится.

 

– А в случае с Турцией?

– Здесь проще: Турцию можно заменить Черным морем – если не российским, то болгарским, хотя оно несколько дороже. С точки зрения более качественного питания заменой Турции могут выступать Кипр и Греция. Там, правда, не будет таких шикарных отелей, как в Турции, но Кипр и Греция – это православная культура, которая ближе христианской части населения России.

 

– Как уход с рынка Турции и Египта может повлиять на цены и качество услуг российского турбизнеса?

– Я знаю очень много владельцев наших отелей на побережье. У них очень простой менталитет. Когда мы приезжаем на зимние туристические выставки, они обычно задают один вопрос: какие цены турки или греки дают вам на следующий сезон? А дальше рассуждают так: если турки или греки ставят цену 100 евро за номер, то я свой продам за 60, а если по 50 евро, то придется отдавать по 30.

Именно так идет ценообразование в большинстве сочинских отелей, и если Турция и Египет надолго закроются для выездного туризма, то они смогут монопольно повышать цены без оглядки на заграничные предложения, потому что соревноваться будет не с кем.

 

– Будет ли в таких условиях российскому турбизнесу выгоднее работать с отечественными отелями?

– Вернусь к тому, о чем уже говорил: Россия – страна северная, море у нас холодное, хорошо купаться можно с 15 июня по 1 октября, то есть три с половиной месяца (или треть года), а если говорить о Ялте, то там море даже холоднее, чем в Сочи.

Для сравнения, Египет продается круглогодично, даже летом, когда там 40 градусов в тени. И это – основная причина, почему на российских направлениях нельзя заработать такие же большие деньги, как на Египте и Турции.

 

Использованы материалы портала «Кавполит.ру»

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72