туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Александр Буртин
Совладелец компании TEZ Tour
«Есть несколько вариантов развития событий. Самый пессимистичный — это падение рынка в десять раз»
Совладелец туроператора TEZ Tour Александр Буртин дал большое интервью агентству РБК, в котором откровенно рассказал о состоянии туристического рынка страны, положении дел в компании и спрогнозировал дальнейшее развитие событий. С разрешения пресс-службы TEZ Tour мы публикуем сокращенный вариант этого интервью.
— В ноябре 2015-го для российских туроператоров был закрыт Египет, в декабре — Турция, обе страны были главными направлениями, по которым работал TEZ Tour. Как вы это пережили?
— Если взять условную путевку за €1 тыс., то сколько из этих денег достается вам? — В среднем задача по маржинальности у нас — 2% с оборота. В авиации то же самое — у них те же проблемы, что и у нас: обороты большие, а маржинальность крайне невысокая. Получив деньги, стараемся их сразу же конвертировать в валюту и переводить дальше. Держать их в руках рискованно, потому что можно потерять — на курсовой разнице. Кроме того, услуги раннего бронирования подразумевают некие платежи, которые производятся заранее. Так что деньги у нас не лежат. — У авиакомпаний и отельеров не самые простые времена, поменялись условия, на которых с вами работают перевозчики и гостиницы? — У нас планирование теперь не идет на несколько лет вперед. Никто не понимает, каким будет рубль, куда дернется экономика, вообще говоря, куда можно будет летать, а куда нельзя. В связи с этим, конечно, механизм по оценке и по принятию решений немножко утерян. Сейчас горизонт планирования — год вперед с корректировкой за несколько месяцев до начала сезона. То есть мы говорим нашим партнерам, что в следующем году планируем такие-то объемы, но окончательно договоримся уже за несколько месяцев до сезона, когда все будет более понятно. Потому что сейчас очень сложно сказать, насколько летом национальная валюта будет иметь покупательную способность и смогут ли люди поехать за рубеж. — В чем заключается ваша стратегия выживания? Будете работать в меньших объемах или искать какие-то варианты? — Есть несколько вариантов развития событий. Оптимистичный — Египет есть и Турция есть. Пессимистичный — нет ни Египта, ни Турции, выездного потока вообще нет. Есть разные бизнес-планы. Вы про какой из них спрашиваете? Баррель нефти по $25 или хотя бы по $40? Самый пессимистичный сценарий — это падение рынка в десять раз. Выезд из страны можно закрыть в два счета, что происходило уже в России. Это не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд. В принципе, к этому мы идем семимильными шагами. Конечно, у нас есть утвержденная стратегия развития. Мы в том числе будем предлагать направления внутреннего туризма. Этот рынок относительно недорогой, к тому же страна у нас большая, ездить есть куда. — Многие говорят о внутреннем туризме, включая сторонних инвесторов — Владимир Потанин, например: у него есть отели в Сочи, он осенью не исключал, что создаст туроператора... — Возможность инвестирования в этот бизнес любых структур нами только приветствуется. К чему это приведет, давайте посмотрим. Дать денег не подразумевает сделать бизнес. Потанин готов — давайте посмотрим. Возможно, речь шла о создании какой-то госкорпорации? Всех манит возможность освоить какие-то бюджеты. Наверное, я бы тоже что-то такое сказал, будь у меня знакомый дядя в верхах. — Вы сейчас продаете туры в Сочи и Крым? — Мы сейчас смотрим, что мы можем организовать в этом направлении. Пока продаем только туры в Санкт-Петербург и Екатеринбург. На курорты Краснодарского края и по другим направлениям, надеюсь, запустим продажу в ближайшее время. Мы пытаемся сейчас осознать, как создать правильно тот продукт, который нужен. В целом спрос есть. Сезон 2015 года в Крыму и в Сочи был очень неплохим, кроме того, эти курорты будут постепенно повышать качество своих услуг. А повышение качества подразумевает повышение стоимости. Сочи вырастет примерно на 15% в рублях, мне кажется. Но это экспертная оценка: если попросите доказать — не докажу. Анапа, думаю, сильно не вырастет. А вот цены в Крыму поднимутся где-то на 20%. — Может ли черноморское побережье России заменить Турцию? — В целом вопрос отдыха на нашем черноморском побережье упирается не в людей, не в отели, а в климатические особенности, поскольку сезон там короткий. И это не позволяет нормально окупать любые капиталовложения. Для окупаемости требуется круглогодичная загрузка — тогда это экономически начинает быть интересным. Продавать путевки можно 12 месяцев в году, вопрос не в этом. Все-таки отдых на побережье подразумевает возможность купания. То есть мы говорим о температуре воды от 22 градусов. Теперь открывайте интернет и смотрите, когда на Черном море температура выше 20 градусов. — Если бы вы решили выйти из этого бизнеса, то смогли бы продать его? Раньше вы говорили, что ваш основной актив — это технологии... — Это много чего. В том числе и технологии. Это какие-то ноу-хау, знание рынка. Наверное, наши основные активы — это бренд, софт и многолетние отношения с рынком. — Кто-то интересуется покупкой этого всего? — Вряд ли. Во что инвестировать? В то, что неизвестно куда движется? В любой сделке, которая сейчас случается, надо искать подоснову. Просто так инвестировать в непонятную отрасль, которой стал туризм, рискованно. А рисковать, не имея на то никаких серьезных видимых причин, люди не готовы. Возможно, в будущем туроператорству в том виде, в каком оно существует сегодня, места на рынке вообще не будет. Но у меня должно возникнуть такое видение, что да, пора закрываться. На сегодняшний момент мы предлагаем продукт, который востребован. — Изначально у TEZ Tour было три собственника: вы, Александр Синигибский и гражданин Турции Левент Айдын. Айдын вроде бы продал свою долю? — Мы с Синигибским не являемся единичными владельцами TEZ Tour. У компании очень разветвленная структура собственности. В разных странах она абсолютно разная. — Никто из ваших 8 тыс. партнеров не собирается закрываться? — Они не сообщают. У них есть открытый договор, просто по нему перестают поступать заявки. При перезаключении договоров на следующий год мы видим, сколько «мертвых»... — Как вам кажется, большим будет сокращение числа турагентств? — Я думаю, на 25–30%. — Одна из претензий к рынку со стороны правительства — в том, что деятельность турагентств в отличие от операторов никак не регулируется. Как вы думаете, нужны дополнительные правила? — Наверное, имеет смысл оградить потребителей от злоупотреблений, когда агентства собирают деньги, а потом куда-то с ними пропадают. Как это правильно сделать, сказать сложно. По сути, есть желание хотя бы понимать, что человек, который тебе продает тур, — это не мошенник, который просто деньги забрал и убежал с ними в кусты. И у нас как у оператора тоже есть такое желание. Но думаю, что реестр турагентств не защитит потребителя. Можно страховать компании, давать какие-то банковские гарантии, но банки и страховщики у нас валятся так быстро, что не успеваешь даже глазом моргнуть. — На строительном рынке обсуждается возможность создания санатора для девелоперов на случай появления обманутых дольщиков. В туристической отрасли такое возможно? — Это очень интересная идея, но мы не в розовых очках здесь сидим. Наверное, есть схемы освоения общественных денег под видом санации, но у нас нет серьезных лоббистов, и государственных денег у нас практически никогда не было. Поэтому никто в это не лезет. |
© 1998 — 2025 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|