Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Георгий Мохов
Учредитель юридической компании «Персона Грата»
Что изменилось в туристическом законодательстве в 2019 году?
  • 2019 год – первый год, когда подчиненность туризма полностью перешла в Минэкономразвития

Прошедший год был безусловно знаковым для государственного регулирования сферы туризм. Передача полномочий от Министерства культуры к Министерству экономического развития, которая состоялась в конце 2018 года, начала реализовываться именно в этом году.

Последовательно были переутверждены ранее действующие нормативные правовые акты - Постановления, приказы и регламенты принятые еще Министерством Культуры и приняты новые нормативы, в том числе ожидаемое «Положение о классификации гостиниц», «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи», утверждены Приказы по типовой форме договоров с туристами, применяемых туроператорами и турагентами.

 

Минэкономразвития провел большую работу по ревизии применяемых нормативов и экспертизе документов, началась интеграция в программы и проекты самого Минэкономразвития, в частности в программы поддержки малого бизнеса, в планы территориального развития, национальные проекты.

Функционально туризм, как сфера деятельности, начал медленно «перетекать» из под управления Минкультуры в Минэкономики, в региональных администрациях начала меняться подчиненность, например в некоторых субъектах федерации туризм из министерств культуры переводят в прямое подчинение правительства региона или экономические и инвестиционные ведомства в ветке Минэкономразвития. Это принципиальные изменения, которые в корне меняют подход к государственному регулированию туризма, как отрасли экономики. Судить насколько эффективно это решение мы сможем года через два-три, в Министерстве культуры так же разрабатывались и реализовывались масштабные планы и проекты связанные с развитием туризма в различных сферах, культурно -исторической, патриотической, в сфере поддержки детского туризма, но переход в Минэкономики дает новое направление развития и новые возможности.

Переход из одного ведомства в другое это не просто смена наименования в заголовке приказов, это словно на полном ходу переставить поезд с одних рельсов на другие.

 

У Минэкономики в активе находятся механизмы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и прочие инструменты, позволяющие всерьез изменить положение вещей в туризме, теперь надо этими инструментами грамотно воспользоваться и донести информацию до бизнеса и регионов.

Важнейшим событием этого года является утверждение Стратегии развития туризма до 2035 года. Стратегия предопределяет политику развития сферы туризма и в первую очередь направлена на развитие туристических территорий, реализацию укрупненных комплексных проектов.

 

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

 

Стратегией, в частности, предусматривается комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей), формирование туристского продукта с учётом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России. Планируется также развитие отдельных видов туризма, в том числе детского, культурно-познавательного, горнолыжного, круизного, экологического и делового туризма.

 

В настоящий момент готовится план мероприятий по реализации Стратегии, органы власти готовят свои предложения, исходя из перспектив развития территорий и базовых предпосылок имеющихся в том или ином регионе. Таким образом новая стратегия уделяет большое значение территориальному пространственному развитию а туризм начал встраивается в соответствующие региональные программы развития. Безусловно мы и раньше наблюдали такие процессы, но скорее как эксперименты, менее выражено и без устойчивого системного подхода.

 

Сейчас вектор меняется и в течение этого года в риторике руководителей высших органов власти туризм все чаще упоминается как инструмент экономического развития территорий.

В «Стратегии» упор делается как раз на это. Не имеет смысла распыляться с мерами поддержки по всей России, нужно выбирать территории, где можно эффективно развивать тот или иной вид туризма в зависимости от имеющегося приоритета, географического каркаса, туристического потенциала. Подход становится более осмысленным, и теперь он опирается на экономику: приносит ли туризм доход, обеспечивает ли занятость населения, способствует ли развитию смежных видов деятельности - общественного питания, сувенирного производства и народных промыслов, транспорта и проч. Одно за другое цепляется.

Подход к развитию экономики через туризм, на мой взгляд, очень правильный. Он позволяет задействовать потенциал территории ранее не учтенный или недооцененный.

  • К сожалению, не была утверждена Федеральная Целевая программа развития внутреннего туризма, на новый срок, а предыдущая версия закончилась в 2018 году.

В этом году новую редакцию ФЦП не утвердили, утвердили только её Концепцию. Тем не менее в Концепции видны изменения относительно предыдущей версии, больший акцент на укрупненные инвестиционные проекты, более эффективны за счет диверсификации.

Агентство стратегических инициатив подготовило большую дорожную карту совместно с Министерством природы по снятию нормативных и административных барьеров, препятствующих развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях и прилегающих территориях. Это должно помочь созданию туристической инфраструктуры и привлечению туристов в национальные парки и заповедники. Кроме того, совместно с Минприроды готовится поправка в отраслевой закон с определением термина «экотуризм», потому что у каждого свое наполнение этого термина, подготовлены типовые решения по развитию инфраструктуры и Дорожная карта по снятию избыточных барьеров.

 

Принято Постановление о субсидиях для туроператоров по въездному туризму для стимулирования притока иностранных туристов из целевых стран. Базовая ставка - 1200 руб. за 1 туриста. Коэффициент ставки повышается в зависимости от длительности проживания, категории гостиницы и города проживания.

 

Приняты два Постановления Правительства РФ, регулирующие электронный документооборот и порядок функционирования Информационной системы электронная путевка. Кроме того, в в Госдуму внесен законопроект о применении Электронной путевки со сроком вступления в силу с 1 января 2020 года и обязательностью применения с апреля 2020 года, в ближайшее время начинается тестирование самой системы.

 

Туризм, как сфера деятельности встраивается в цифровую экономику. С введением он-лайн касс, всеобщей фискализацией расчетов и электронной путевкой связывают надежды на обеление отрасли и выходом на новый уровень защиты прав потребителей. Всерьез на работу рынка повлияла и борьба Центробанка с «обналичкой», повальная блокировка счетов по «антиотмывочному» 115 ФЗ и вцелом кампания по сокращению черных схем расчетов в туризме.

Туризм появился в национальных проектах, например отдельным разделом в национальном проекте Экспорт услуг, который посвящен развитию въездного туризма и продвижению туруслуг за рубежом.

  • Закон «Хованской», который внес поправку в Жилищный кодекс предусматривающий запрете размещения гостиниц в жилом фонде, повлек за собой очень неприятные последствия.

Многие предприятия ранее легально осуществлявшие деятельность, имевшие свидетельство о классификации, резко перешли в «серую зону», выпали из сферы регулирования гостиниц и, соответственно, из под санитарных и пожарных требований, потеряли возможность рекламировать свои услуги и вести деятельность в привычном виде . Возможно ситуацию изменит готовящийся закон «О туристическом жилье».

Сотни гостиниц остались без классификации, перейти в нежилой фонд они не могут, особенно это касается мини-гостиниц в ИЖС, на частной земле, а это значительная часть средств размещения в Крыму и Краснодарсковм крае. Ко мне как к омбудсмену приходят заявления от легальных гостиниц которые могут полностью лишиться своего бизнеса в случае соблюдения новой нормы закона.

 

Никто пока не знает, что делать с этой «серой зоной размещения» пока нам предстоит только разбираться с правоприменительной практикой..

Проблема еще в том, что это изменения в Жилом законодательстве, а не туристическом.

Мы получаем обратную связь от регионов, где они сообщают, как действует местное законодательство. Ждем, что будет с законом «О туристическом жилье», потому что он тоже достаточно спорный.

  • Закон о реализации паломнических и религиозных туров

Паломничество убрали из целей туризма – значит, будет образовываться новое направление правоотношений между РПЦ и туризмом.

Паломнические туры становятся определенным направлением коммерческой деятельности.

Туроператоры стали обращаться с вопросами о том, как заключать договоры с религиозными организациями. Это новое юридически возникшее направление, которое медленно будет обрастать пояснениями, стандартами, проч.

 

Прошедший год был «подготовительным» этапом развития туристического законодательства, а с учетом механизма «регуляторной гильотины» мы в следующем году можем недосчитаться многих норм, либо увидим их в новом качестве, в любом случае законодательный процесс заметно ускорился и в ближайшее время мы увидим новый набор поправок к отраслевому закону и смежному законодательству.

 

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2020 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72