Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Георгий Мохов
Генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
Из-за чего возник «долгострой» с внедрением электронной путевки

- Рассматривая ситуацию с «долгостроем» закона по внедрению электронной путевки следует учитывать, что информатизация экономики считается одной из приоритетных задач, включенной практически во все национальные проекты.

Туристическая отрасль, изначально действующая с высокой степенью автоматизации всех бизнес процессов – бронирования, оплаты и оформления перевозочных документов и т.д., должна была стать одним из флагманов всеобщей цифровизации, но как говорится, что-то пошло не так.

Электронная путевка уже становится юридическим артефактом, тогда как и рынок и механизмы государственного фискального контроля давно ушли вперед. Повсеместно внедрена онлайн-касса, практически все расчеты перешли в безналичную и строго контролируемую форму, значительно усилился банковский надзор.

 

Возможно всем заинтересованным сторонам этого процесса пришло время приступить к переговорам и доработке проекта, в противном случае туристическая отрасль так и будет плестись в хвосте.

 

Электронная путевка: бизнес просит подождать*

Туристическое сообщество замерло в ожидании слушаний во втором чтении законопроекта поправок в Закон о туристской деятельности в РФ, которые касаются введения электронной путевки. Пока не определена дата заседания Госдумы по этому поводу. Но турбизнес решителен в своем обращении к власти: надо подождать с введением закона и тщательно продумать все шаги.

 

Коротко напомним о сути планируемого нововведения. «Электронная путевка» – информационная система, в которую туроператоры должны вносить данные по каждому проданному туру. Турагент, если оператор наделил его правом доступа к системе, обязан будет выдать клиенту заверенную выписку из системы с условиями договора. Клиентам, в свою очередь, система позволит отслеживать по номеру договора, поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли билет и другие действия по приобретенному туру. Если оператор не выполняет обязательства, можно будет оперативно обращаться в фонд персональной ответственности компании при ассоциации «Турпомощь».

 

Кроме того, система призвана обеспечить обмен информацией между Ростуризмом, Роспотребнадзором, налоговой службой, банками, страховыми компаниями. Введение электронной путевки должно повысить прозрачность туррынка. Если туроператор будет продавать туры без формирования электронной путевки, это станет основанием для исключения его из единого федерального реестра. Оператором системы назначено АО «Национальные туристические технологии». Услуги этой компании по оформлению электронных путевок будут платными.

 

Именно дополнительная финансовая нагрузка, да еще и необходимость привлечь дополнительные ресурсы – человеческие и временные – в трудное время для турбизнеса, пострадавшего от пандемии коронавируса более многих других отраслей, и вызвали решительный протест отрасли.

 

«Содействовать принятию очередного сбора под предлогом защиты прав потребителей и технического прогресса мы не можем, в том числе потому, что такой механизм практически нигде в мире не применяется. Если власти так нужна электронная путевка, никто не мешает ввести ее в виде бесплатной госуслуги», – цитирует «Интерфакс» президента РСТ Андрея Игнатьева.

И РСТ, и АТОР направляли письма в правительство и президенту, в которых жестко критиковали законопроект. Ростуризм также против принятия поправок в их нынешнем виде. Глава регулятора Зарина Догузова отметила, что проект нуждается в серьезной доработке, в обсуждении должны принять участие и законодатели, и профессионалы турбизнеса – так обосновывалась пауза между двумя чтениями.

 

Особую критику вызвало введение дополнительных поправок. Почетный президент РСТ Сергей Шпилько высказался об этом так: «Если бы авторы законопроекта остановились на том варианте, который они приняли в первом чтении, он, скорее всего, прошел бы. Но «аппетиты разгорелись» – и они изменили концепцию поправок, ввели гарантийный фонд, туристские взносы и т.п., ничего внятно не разъяснив. Как это будет работать? Во что обойдется? А как должны реагировать на такой сырой проект отвечающие за туризм федеральные чиновники, которым потом создавать подзаконную базу?»

 

Итак, в июле была взята пауза «до осени». Одновременно главный лоббист поправок глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев был назначен ВРИО губернатора Хабаровского края. Таким образом, «в сюжете с электронной путевкой возник неожиданный поворот, поэтому сложно предсказать дальнейшее развитие событий», – прокомментировали затянувшуюся паузу в РСТ.

Пока определенности в судьбе законопроекта не появилось.

 

* - редакционная статья из журнала «Турбизнес», сентябрь, 2020

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2020 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72