туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Сергей Агафонов
Гендиректор сети агентств «Магазины горящих путевок»:
«Основные проблемы агентов — отсутствие глубины продаж и рост стоимости туров»
Гендиректор сети «Магазины горящих путевок» Сергей АГАФОНОВ подводит итоги прошедшего года и дает прогнозы на сезон-2024
Год был достаточно непростым. Я бы сказал так, что в этот год восстанавливался объем продаж, но до доковидного показателя этот объем еще не вырос. Сейчас мы находимся на уровне 60-70% от уровня 2019 года. Поэтому в наступившем 2024 году – я в этом уверен – будет продолжаться рост потребительской активности. Если говорить более детально об агентском бизнесе в России в 2023 году, то нас сопровождало отсутствие глубины продаж. Порой туры продавались по принципу «сегодня пришел – завтра улетел». Глубина продаж снизилась примерно до 10 дней. Второй момент – это увеличение стоимости туров, в первую очередь из-за курса валют. Если в высокий летний период 2022 года мы работали по курсу около 60 рублей за доллар, то в тот же период 2023 года курс был уже 100 рублей. То есть увеличение на две трети по отношению к курсу 2022 года. Отсюда вывод: высокая стоимость туров влияла на активность спроса. Также мы помним, что в прошлом году на основное выездное направление – Турцию – были высокие цены на протяжении и высокого, и низкого сезона. То есть отдых был дорогим. Но все равно год был успешным. Он был переходным, восстановительным, и в 2023 году на рынке остались только сильные агенты, которые работают профессионально, сохранили свою клиентскую базу.
Здесь никаких новых прорывов не произошло. Традиционно летом на первом месте Турция, на втором – Россия, на третьем – Египет. Это топ-3. По 4-5 местам был разброс: где-то на 4 место вышли ОАЭ. В зимний сезон в лидерах были Таиланд, Египет, Шри-Ланка. То есть туристы активно ехали туда, где море, пляж и тепло. Если посмотреть на наш «Индекс Горящих», то Россия составляет порядка 18,3%, то есть это второе место после Турции по году. У Турции 32%. И Египет третий с 18,1%.
Юг России, Москва, Санкт-Петербург и другие регионы, получается, составили достойную конкуренцию зарубежью? Доля продаж России высокая, и она растет. 2023 год не стал исключением. Повторюсь, Россия была на втором месте после Турции в период с апреля и до конца августа включительно. Затем пляжный сезон на юге России заканчивается, и активность по продажам сходит на нет к концу сентября. Пользуются популярностью Москва и Петербург. Но, говоря про эти направления, я больше имею в виду самостоятельных туристов, ведь им не надо брать услуги агентов. Здесь туристы сами бронируют перелет и проживание. Если говорить о прогнозе на 2024 год, будет по-прежнему расти внутренний туризм, юг России будет востребован. Прежде всего те направления, куда ставятся чартеры. Туристам есть смысл обращаться в турагентства: будет лучшая цена на размещение, которую агентам дают туроператоры, и возможность забронировать нужный объект размещения. Это важно, так как не всегда нужный отель можно самостоятельно забронировать, а у туроператора он есть.
Главная, повторюсь, это отсутствие глубины продаж. И второе – это увеличение стоимости тура из-за курса доллара и евро, что, без сомнения, повлияло на спрос, на его небольшую динамику роста.
Законодательство не создает серьезных проблем для агентского бизнеса? Какие здесь ожидания? В прошлом году вступила в действие ответственность по передаче данных в информационную систему электронной путевки (ЭП). Было много разговоров, но по сути у турагента нет никакой ответственности по внесению данных в ЭП. Это делает туроператор. Поэтому у агента есть только обязанность передать необходимые данные туроператору. Этот вопрос туроператоры решили достаточно просто: в свой личный кабинет они добавили те поля, которые должны заполнить агенты. И если агент эти поля не заполняет, он не сможет забронировать тур.
Что за последнее время изменилось в бизнес-отношениях агентств и туроператоров? Можете назвать болевые точки? Один из крупных туроператоров в конце 2023 года хотел перейти на совсем новые взаимоотношения с агентами. Идея была, чтобы агент всю стоимость тура, включая свое агентское вознаграждение, оплачивал туроператору. А уже затем после реализации, туроператор возвращает агенту его вознаграждение. Но такой вариант пока не прижился, и сейчас все туроператоры работают, как раньше. То есть агент оплачивает туроператору сумму за вычетом вознаграждения. Изменение пытались навязать, но в итоге это не состоялось. Второй момент, который я вынес из общения с туроператорами: многие агенты их «кидают» и пытаются не оплачивать туры. В этой связи туроператоры сейчас задумываются о разделении ответственности между туроператором и агентом. Другими словами: если агент не перечислил деньги туроператору, то у туроператора не возникает ответственности по выполнению этого тура перед туристом. По сути это уже регулируется не туристическим законодательством, а Уголовным кодексом. Но, к сожалению, судебная практика часто заставляет туроператора либо выплатить туристу стоимость, или отправить его в аналогичный тур. Я понимаю обеспокоенность туроператоров по этому вопросу.
Я очень оптимистично смотрю в 2024 год. Если не будет сильных потрясений, то в этом году потребительский спрос должен восстановиться до доковидного уровня. Это видно по отложенному спросу, по тому, что курс рубля немного успокоился. Я надеюсь, что многие агентства, которые закрыли свои офисы и вынуждены работать из дома, снова эти офисы откроют, туда будут приходить туристы. И рост российского туристического рынка тоже, думаю, будет не менее 20%. В силу того, что строятся новые отели и объекты размещения, появляются новые чартеры, инициатива идет от туроператоров, а мы как агенты ее подхватываем и продаем готовые пакеты.
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|