туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Георгий Мохов
Директор юридического агентства «Персона Грата»:
"Электронная путевка стартовала не без проблем"
Директор юридического агентства «Персона Грата», председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий МОХОВ анализирует первый опыт применения системы электронной путевки и связанные с этим изменения и вопросы.
Правовые основы функционирования ГИС Электронная путевка (ЭП) – это документ, который формируется в государственной информационной системе (ГИС) на основе сведений, переданных туроператорами. В отраслевом законе прямо указано, когда заключается договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа: он считается заключенным с момента оплаты заказчиком турпродукта, когда есть подтверждение согласия с условиями и предложениями туроператора, то есть с офертой. Понимание этой нормы очень важно, для того чтобы дальше строить взаимоотношения с туристами. Закон уже установил порядок обмена электронными данными. Итак, нет оплаты - договор не заключен. Но проблема в том, что система не видит разницы между договором, заключенным туроператором или турагентом, отсюда расхождение цены указанной в путевке.
Для того чтобы выстроить всю иерархию нормативных документов, необходимо руководствоваться в первую очередь отраслевым 132-ФЗ, а именно статьями 10.3, 10.4 об ЭП. А также законом 148-ФЗ, который ввел обязательность ЭП, установил соответствующие параметры и изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Далее следуют два постановления, которые являются подзаконными нормативами. Это постановление Правительства №417 от 2023 г. «О правилах функционирования единой информационной системы». И постановление №748 от 2019 г., которое утверждает требования к использованию документов в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом. Обращаю внимание на то, что постановление № 748 было приведено в соответствие с нормами закона в конце 2022 года. Кстати, оно же устанавливает обязанности турагента и туроператора защищать персональные данные. Также есть приказ Федерального агентства №404-Пр-22, который утверждает порядок формирования QR-кода, который передается туроператором туристу.
Закон прямо устанавливает запрет на реализацию туристского продукта туроператором без передачи сведений в ГИС. Это редкая формулировка с прямым запретом, которая в законах встречается нечасто. Турагенту запрещается реализация без передачи сведений туроператору. То есть закон разделяет обязанности туроператора и турагента в части эксплуатации информационной системы. Разделена ответственность и правовые последствия.
Что не требует передачи в ГИС Данные об экскурсии, которая идет менее суток, не нужно передавать в информационную систему. Кроме того, очень важно понимать, что требования по ЭП никак не касаются реализации отдельных услуг. Если вы как туроператор продаете только размещение туристов, например, размещение в отеле плюс виза. Или экскурсионное обслуживание по месту отдыха, развлечение, лечение и пр., но это не сочетается с перевозкой, это не турпродукт, и в информационную систему сведения о продаже таких услуг передавать не нужно. То есть необходимо делить массив ваших данных: если вы туроператор, и у вас есть турпродукты и отдельные услуги, то данные по турпродуктам передаете в ГИС, а по отдельным услугам – нет. Тоже самое и для турагентов.
Путаница с QR-кодом Возникло недопонимание с QR-кодом и у туристов, и у турагентов, и даже в прессе. Я видел публикации, в которых написано, что туристы без кода больше из России выехать не могут. У многих QR-код до сих пор ассоциируется с пандемией. Так вот, код в ЭП никакого разрешительного значения не имеет. Это просто зашифрованный двухмерный штриховой код, который содержит в концентрированной форме набор информации: номер путевки, цену, количество туристов, сведения о заказчике и пр. Турист может этот код считать и посмотреть, что у него входит в договор.
Отношения туроператоров и турагентов. В договоре, который заключает туроператор с турагентом, должно быть указано обязательство турагента направить туроператору уведомление о заключении договора о реализации туристского продукта. Это прямая обязанность турагента. Уведомление о заключении договора турагент направляет в той форме, которую устанавливает туроператор. Законом эта форма не определена. При этом речь идет не о форме, как документе, а о способе передачи. Например, некоторые туроператоры в своих личных кабинетах дополнили поля, которые необходимо передавать в ЭП, с тем чтобы уведомление о заключении договора происходило одновременно и одним и тем же способом, вместе с фактом бронирования и оплаты. Кто-то сделал это приложением к агентскому договору.
Сложности в отношениях туроператор-агент возникают из-за того, что вся информационная система электронных путевок построена на юридическом принципе заключения договора между туроператором и туристом напрямую, в которых турагент действует от имени туроператора и заключает этот договор как представитель. В законе это написано прямым текстом.
Это давняя история, в законе такая норма есть, и из нее выстраивалась ответственность страховых компаний, и финансовое обеспечение и ответственность туроператора за договор, который заключает турагент. Но, к сожалению, так получилось, что жизнь не соответствует содержанию закона. К чему это приводит? К тому, что туроператор не имеет никакого влияния на договор, который заключает турагент с туристом. Потому что в данном случае турагент действует от своего имени, как указано в статье 1005 Гражданского кодекса, то есть он приобретает права и становится обязанным по этому договору.
Туроператор же не является стороной этого договора, даже если он назван в нем как исполнитель. И, таким образом, у нас получается немного кривая схема: туроператор вносит в информационную систему сведения о договоре, который он не заключает, он не может влиять на этот договор, он не может устанавливать его цену и содержание. Туроператоры видят и по судебной практике, и по электронной путевке, что у них происходит расхождение цены, которая указана в договоре турагента, и стоимости услуг «нетто», которые они сами получают. А это влияет на ответственность, и туроператоры логично и оправданно начали предпринимать усилия, чтобы снизить данные риски.
Первое, что начали устанавливать туроператоры, это полную оплатустоимости турпродукта от турагента туроператору, включающую в себя агентское вознаграждение. Иными словами, установили такое требование, что агент должен отдать туроператору все деньги, а потом туроператор уплачивает агентское вознаграждение. То есть туроператоры видят полную стоимость по договору и совершенно спокойно отражают ее в ЭП, тогда нет расхождения, и у них нет риска. Что же получилось на практике? Туроператоры очень сильно переоценили свои возможности в этой части. Если турагент удерживает свое вознаграждение, а туроператор получает сумму уже за вычетом агентского вознаграждения, туроператору дальше ничего делать не надо, актомзакрывается агентское вознаграждение и все.
У туроператора есть сумма, которой он оперирует, а у агента осталось его вознаграждение, которым он распоряжается. Если же агент перечисляет всю сумму туроператору, то последнему потом нужно совершить ряд сложных действий: совершить платеж в адрес турагента на правильный счет, в правильные сроки, размер этого вознаграждения нужно посчитать и пр. То есть туроператор становится должным огромной массе турагентов. И несчастная бухгалтерия этого туроператора должна начинать совершать большое количество мелких платежей. Все это очень сильно нагружает финансовый блок массового туроператора. И туроператоры откатились в этом вопросе обратно, потому что им нужно перестраивать по существу всю финансово-бухгалтерскую систему своей деятельности. Туроператоров очень сильно обеспокоило то, что обязанность и ответственность у них возникает не с момента получения денег, а с момента заключения турагентом договора. В практическом же смысле ничего не произошло, потому что это требование касается только передачи сведений в ЭП, соответственно, туроператор передает в электронную путевку дату по платежу, то есть когда стопроцентная оплата пришла, они считают договор заключенным. Возникает деформация взаимоотношений, потому что турагенты не хотят вступать в правовой конфликт с туристом, и им нужен договор для осуществления расчетов. По факту договорные отношения туроператора и турагента не должны влиять на права туристов. А мы видим нарастающий конфликт. И до тех пор, пока не появится какая-то судебная или административная практика, которая будет свидетельствовать о том, что расхождение данных электронной путевки и договора, заключенного с туристом, на что-то вообще влияет, внятной точки в этих отношениях не будет.
В любом случае сейчас ЭП больше похожа на экспериментальный продукт, чем на функциональный, думаю минимум год уйдет на адаптацию рынка и «доводку» интерфейса системы.
Техническую поддержку работы информационной системы оказывает АО НТТ:
Информационный портал по вопросам функционирования электронной путевки: ev.tourism.gov.ru |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|