Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Сергей Ромашкин
Генеральный директор туроператора "Дельфин":
"Внутренний туризм будет расти!"

Постоянный эксперт ТБ, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей РОМАШКИН дает оценку летнему сезону на рынке внутреннего туризма и строит прогнозы на ближайшее будущее.

Сергей, как вы оцениваете итоги летнего сезона на внутреннем направлении?

Внутренний туризм продолжил рост, в среднем мы приросли на 5-6% (я говорю о туроператорах). Рост рынка в целом, видимо, выше, поскольку самостоятельные поездки растут быстрее.

Думаю, год закончится с результатом плюс 10-15% к 2023 году. Возможно, будет преодолен психологический рубеж в 100 млн поездок по России за год. Нет сомнений, что плановая цифра в 140 млн к 2030 году будет достигнута.

 

Пожалуйста, охарактеризуйте ситуацию на рынке, какие тенденции и проблемы можете отметить?

Значительный рост цен на туристические услуги, отели и транспорт. Думаю, в отелях рост цен составил 13-20%, в зависимости от региона, на перелеты – 20-25%, на перевозки РЖД – 5%. Тем не менее, спрос на отели остался высоким, а основным транспортом для наших туристов в этом году стал автомобиль. Доля автоприбытий на наши курорты росла все последние годы. В этом году ожидаем, что около 60-65% туристов приедут на отдых «своим ходом».

Причины удорожания услуг отелей хорошо известны: инфляция, дефицит кадров, и связанный с этим рост зарплат в отельном бизнесе.

Еще одна тенденция – рост размещений туристов в частном секторе: гостевые дома, мини-отели, квартиры, апартаменты. Конечно, это реакция на высокую стоимость отелей. Туроператоры предлагают мало таких форматов, но здесь очень активны туристические агрегаторы. Безусловно, законодатели тоже заметили рост спроса в этом сегменте размещения, и регулирование их деятельности уже не за горами.

Отмечу неожиданно высокую активность туристов в начале года – январь и февраль. Годовой пик продаж пришелся у нас на первую неделю февраля, при том что пять лет назад такой пик был в середине июня. Это вызвало некоторые психологические и организационные проблемы в бизнесе туроператоров и турагентов. Мы не были готовы к такой напряженной работе зимой.

Отдельная головная боль – дефицит ж/д перевозки в южном направлении (Крым, Краснодарский край). На мой взгляд, пропускная способность железной дороги в южных направлениях достигла максимума, и дальнейший рост здесь вряд ли возможен. Может быть, двухэтажные вагоны дадут какой-то прирост перевозки. Нужна новая дорога, вероятно, скоростная, это особенно важно и для действующих южных курортов, и для новых проектов, например, «Новая Анапа».

 

Какие регионы и города возглавляют рейтинг бестселлеров? Кто показал наиболее существенный рост?

Каждый регион – особенный, везде разные драйверы роста и свои проблемы. В Кавминводах не хватает санаторного предложения, мало новых объектов, а в Санкт-Петербурге мы видим первые признаки «овертуризма». Самые популярные локации – Невский, Эрмитаж, Петергоф – не могут принять еще несколько миллионов туристов. Есть предел роста. Городу нужны новые туристические локации, диверсификация турпотоков.

Речные круизы могут подрасти еще на 10-20% за счет роста загрузки бортов, но надо строить новые теплоходы. За последние 5 лет на воду спущен только один «Мустай Карим».

 

Как отработал бизнес по Крыму и Краснодарскому краю?

Лидером в Краснодарском Крае неожиданно стала Анапа (+25%). Курорт активно строился в последние два года, здесь значительная часть отелей работает по системе «все включено». Анапа также «собрала» всех автотуристов, поскольку ехать в Сочи значительно дальше. Адлер и Имеретинка показали незначительный рост (5%), дорогой перелет стал проблемой для большинства туристов.

Крым значительно вырос, в основном бронировали ЮБК и Восточный Крым (Феодосия, Коктебель, Судак). Цены в Крыму весь год были ниже, чем в Сочи, на 7-10%, это стимулировало спрос.   

 

Какие недавно модные направления и виды туризма продемонстрировали отрицательную динамику или замедлили рост?

Я бы говорил не о географии поездок, поскольку все регионы немного выросли, а о сегменте глэмпингов и модульных гостиниц. Здесь мы видим снижение спроса, мода прошла или проходит, туристы не понимают, почему маленький каркасный домик стоит дороже номера в 5-зведочном отеле.

Это плохая новость для инвесторов, поскольку они вошли на этот рынок, предполагая очень высокий ADR. Но реальность требует существенного снижения цен. Думаю, пик интереса к такому размещению уже не вернется.  

 

Каковы ценовые индикаторы рынка внутреннего туризма этим летом?

Средняя стоимость отдыха на море в этом году составила 50-65 тыс. рублей с перелетом (10 дней, отель 3*, полупансион), что примерно соответствует медианной зарплате в России в 2024 г.

Если турист добирался до моря самостоятельно – 33-35 тыс. на человека. Экскурсионные туры дешевле: 28-35 тыс. на 4-5 дней в Санкт-Петербург, Золотое Кольцо.

Самое дорогое – лечение в санаториях. Средняя путевка стоила 80-85 тыс. за 12 дней с перелетом в КМВ из Москвы. Для сравнения отмечу, что стоимость зарубежного пляжного отдыха в Турции, например, в два раза дороже, 100-120 тыс. на человека за 10 дней.

 

Что вы ждете от осенне-зимнего сезона?

Ожидаем, что низкий сезон будет даже успешнее, чем высокий – цены на авиабилеты снижаются, ж/д билеты становятся доступнее. Те, кто не поехал отдыхать летом по экономическим причинам, смогут сделать это осенью - и существенно дешевле.

Продажи на Новый год и Рождество, также демонстрируют положительную динамику- плюс 15-20% к прошлому году. Активно продаются Великий Устюг, горнолыжные туры, КМВ.

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72