туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Майя Анурова
Начальник Управления по развитию делового туризма Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы
Москва: турпоток идет на рекорд
Туристы все активнее едут в столицу. Растет и общий турпоток, и поток деловых путешественников. Столица стремится обслужить растущие потребности гостей, открывает новые локации для проведения MICE-мероприятий, внедряет новые технологии. Подробности – в интервью Майи АНУРОВОЙ, начальника Управления по развитию делового туризма Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы. В последние годы туризм в столицу развивается очень стремительно. Какова статистика и динамика? Туризм в последние годы действительно становится одним из очень важных направлений в развитии Москвы. Так, с 2011 по 2019 год среднегодовой темп роста турпотока в Москву составил рекордные 7,2%, это в полтора раза больше, чем в мире в целом (4,6%). Пик пришелся на 2019 год, когда столица приняла рекордное число гостей — 25,1 млн человек, из них 5,7 млн из-за рубежа. В прошлом году Москву посетили 24,5 млн туристов, а уже в текущем году рекорд 2019-го может быть побит. Мы делаем такие прогнозы на основе итогов первого полугодия 2024 года, за которое Москва успела принять уже 12,2 млн гостей, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Чтобы понять влияние индустрии туризма на экономику города, достаточно взглянуть на данные 2023 года: общий объем туристического потребления составил 1,3 трлн рублей, а бюджете столицы пополнился на 178 млрд рублей.
Некоторые эксперты рынка считают статистику туристских прибытий некорректной. В силу учета всех категорий поездок, включая приезды в Москву на работу. Как вы смотрите на эту проблему? В Москве реализуется система мониторинга туристских и экскурсионных потоков, расходов туристов и экскурсантов на территории столицы, ведется оценка туристского потребления. По методике Мостуризма, показатель туристских прибытий считается как средний показатель по результатам данных из трех различных источников. Это транспортная статистика, статистика заселений в коллективных средствах размещения и результаты наших социологических опросов. Трудовые цели у иностранцев учитываются только при работе с транспортной статистикой.
Кроме того, эта цель берется из миграционных карт, которые заполняются иностранцами. Туристы нередко в деловой поездке, подпадающей под критерий «туристическая», отмечают ее как трудовую цель. Командировка может восприниматься самим путешественниками именно так. Однако все подобные погрешности нивелируются, когда происходит сопоставление результатов из всех трех источников данных.
А какие цифры показывает деловой турпоток, насколько важны для Москвы именно бизнес-туристы? В 2023 году столицу посетили 3,7 миллиона деловых туристов – на 7% больше, чем в 2022 году. В структуре турпотока они занимают особое положение, так как их пребывание положительно сказывается сразу на нескольких отраслях экономики. Здесь и более высокий средний чек – они тратят в полтора-два раза больше средств, чем другие туристы, и более дорогое размещение – чаще всего бизнес-путешественники останавливаются в четырех- и пятизвездочных отелях. Кроме того, туризм, включая деловой, в целом оказывает ощутимый мультипликативный эффект на экономику. Это происходит за счет закупок товаров и услуг секторами, связанными с обслуживанием туризма, расходов людей, занятых в индустрии отдыха и туризма, а также привлечения инвестиций в поддержание и развитие туристской инфраструктуры.
Какую маркетинговую деятельность вы ведете для продвижения Москвы как современного бизнес- и MICE-направления? Мы продвигаем Москву как ведущую бизнес- и MICE-дестинацию и на российском, и на зарубежном рынке. Основу делового туризма составляют именно путешественники из других регионов России. Для российских организаторов мероприятий мы провели в прошлом году три ознакомительных визита, в которых приняли участие 45 человек. Мы показали им многообразие возможностей города для организации мероприятий любого формата. В нынешнем году состоялись ознакомительные визиты для корпоративных клиентов из Индии и первое подобное мероприятие для MICE-агентства из Китая. Что касается работы с зарубежными рынками, то мы продолжаем развиваться в этом направлении. Например, для MICE-отрасли Индии Мостуризм запустил программу Moscow MICE Ambassadors. Участники узнают, как полностью организовать деловое мероприятие для индийских корпоративных клиентов в российской столице: от выбора лучшего времени для поездки с учетом событийного календаря города и климатических особенностей до подбора отелей и идей культурно-познавательных программ.
Деловой туризм неразрывно связан с сектором MICE. Какие крупные мероприятия принимала Москва в последнее время? Среди событий, которые хотелось бы выделить, – Международный форум инноваций БРИКС «Облачный город». Он проходил в «Зарядье» 18 и 19 сентября. Деловая программа форума была посвящена развитию мегаполисов. Участники обсуждали вопросы цифровизации, новых технологий, передовых управленческих практик, инфраструктурных мегапроектов и предпринимательства, а также поддержки экспорта. Кроме того, на форуме обсуждались человеческий капитал и креативные индустрии, которые эксперты считают важной составляющей экономики городов будущего. Немного ранее, 20 и 21 июня, тоже в «Зарядье», состоялось еще одно мероприятие под эгидой БРИКС – Первый туристический форум БРИКС. Это деловое событие, которое объединило более 300 представителей профильных ведомств, бизнес-сообщества, руководителей ассоциаций и экспертов индустрии. И, конечно, международная выставка-форум «Россия», которая стартовала 4 ноября 2023 года и продолжалась до 8 июля 2024 года. За время проведения выставки было организовано более 15 тысяч деловых, культурных, образовательных и спортивных мероприятий. Были представлены достижения и перспективы развития всех 89 субъектов Российской Федерации. При этом площадку посещали не только россияне, но и представители других государств. Всего на выставке побывало более 120 иностранных делегаций, а общее число посетителей превысило 18 млн человек.
Насколько конгрессная и туристическая инфраструктура Москвы покрывает современные запросы бизнес-путешественников и заказчиков MICE? Безусловно, Москве нужны новые большие площадки для деловых мероприятий различных форматов, а также дополнительный номерной фонд. И это находит отражение в Программе развития туризма Москвы до 2030 года, которая была представлена в нынешнем году. Но инфраструктура – это не единственный механизм, который развивает нашу отрасль. Большую роль сегодня играют глобальные тренды, связанные, например, с желанием бизнес-путешественников получить дополнительные яркие впечатления от места пребывания во время деловых поездок. Мостуризм активно отвечает на этот запрос, выступая как единое окно для взаимодействия заказчиков и организаторов мероприятий с нестандартными деловыми площадками. Мы презентовали участникам наших ознакомительных показов фестивальную площадку «Московского чаепития», Центр национальных конных традиций на ВДНХ, ВТБ Арену и другие интересные локации Благодаря креативному подходу к деловым мероприятиям сегодня в Москве они могут проводиться в совершенно разных местах и наполняться яркой программой – от знакомства с традициями чаепития до выступления Кремлевской школы верховой езды. Отдельно хочется отметить развитие цифровых инструментов. Сегодня записаться на показы и другие полезные программы можно на портале RUSSPASS.Бизнес. Это единое окно для взаимодействия города и туристической отрасли Москвы, а также онлайн-пространство с удобными инструментами для работы.
Какие крупные конгрессные площадки появятся в Москве в ближайшие годы? Для обеспечения растущего количества деловых событий в столице запланировано строительство нового центра делового туризма – конгрессно-выставочного комплекса «ВДНХ Экспо». В двух исторических павильонах проведут работы по реставрации и реконструкции, одновременно с этим будет построен новый павильон, общая площадь которого составит 160 тыс. кв. м. Ожидается, что в комплексе будут как выставочные пространства, так и конгресс- и конференц-залы, а также площадка для проведения концертов и мероприятий. Два конгресс-зала на 700 и 1 тыс. мест, конгрессно-концертный зал на 2,5 тыс. мест и 20 конференц-залов вместимостью от 20 до 500 мест. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|