Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Сергей Ромашкин
Гендиректор туроператора "Дельфин":
"Главные проблемы внутреннего туризма — новые отели, транспорт и рост цен"

Рекорд роста внутреннего туризма в прошлом году может быть побит уже в самое ближайшее время, считает Сергей РОМАШКИН, генеральный директор туроператора «Дельфин». И называет факторы – те, которые могут способствовать этому, и те, которые могут помешать.

В последние годы рынок внутреннего туризма стремительно растет. Согласно статистике, его объем в 2024 году достиг рекордных 92 млн поездок. Наш ваш взгляд, есть ли потенциал для дальнейшего роста?

Отрасль быстро растет, опережая темп роста экономики в целом, расширяется география поездок, появляются новые виды туризма (избинг, астрономический туризм). Уверен, турпоток в целом уже превысил 100 млн поездок в год, если считать туристов в частном секторе. Нет сомнений, что запланированная в рамках национального проекта цифра 140 млн в 2030 году будет достигнута.

 

Второй год отрасль работает под управлением Минэкономразвития. Как вы считаете, что удалось его руководству?

Мне кажется, что Минэку удалось сформировать условия для серьезного роста инвестиций в туристическую отрасль, стимулировать строительство инфраструктуры по всей территории России.

Активно ведется законодательная работа, готовится новый закон о туризме. Все участники отрасли могут участвовать в диалоге с командой Минэка. Работать с министерством интересно. Я бы поставил «5» за эти два года.

 

Сергей, пожалуйста, дайте анализ географии внутреннего турпотока. Какие регионы и города входят в Топ-10? Что изменилось по сравнению с 2023 годом?

Изменения невелики и касаются второй половины рейтинга. Регионы-лидеры сохранили свое положение.

Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург – в первой тройке. Далее идут Крым, Подмосковье, Татарстан. Кавминводы, Калининградская область, Дагестан и Байкал замыкают десятку самых посещаемых регионов страны.

 

Была ли некая особенность спроса на внутренние поездки в ушедшем году?

Нас удивил в этом году очень ранний спрос на летние туры. В январе-феврале продаж было намного больше, чем в июне-июле. Довольно стабильный курс доллара, который существенно влияет на зарубежные поездки россиян, позволил всем желающим съездить за рубеж, и влияние выезда на наш рынок было минимально. Проблемы с железнодорожными билетами и высокие цены на авиаперелеты «пересадили» наших туристов в автомобили, и более 60% поездок по России были именно автомобильные. Неожиданно лучшую динамику по турпотоку показал Крым. По разным оценкам, рост составил 25-40% к 2023 году.

 

Внутренний туризм можно условно разделить на два больших сектора: пляжный и экскурсионный. Как развивается рынок экскурсионных поездок по России? Какие направления были бестселлерами в прошлом году?

Основные направления экскурсионного туризма: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Золотое кольцо, Калининград. Новые «звезды» здесь не появились. Если раньше интересы туристов и наши программы были чисто познавательными, «музейными», то сейчас многие приезжают в города просто побыть, походить, провести время. Здесь безусловный лидер Москва. Город быстро развивается как туристическая столица, на карте появились новые интересные локации, новые общественные пространства. Если лет 10 назад туристы шли только по маршруту: Кремль -Оружейная палата – Третьяковская галерея – Воробьевы горы, то сейчас они с удовольствием посещают Москва-Сити, парк Зарядье, Северный речной вокзал, ВДНХ, канатную дорогу в Лужниках.

Москве удалось «диверсифицировать» свои туристические локации, гости не заполняют только небольшой исторический центр города, как мы это видим, например, в Петербурге, а «осваивают» Москву целиком.

В Москве – лучшие рестораны, магазины, театры. Музейная составляющая поездки по-прежнему присутствует, но уменьшается год от года.

 

В чем основные проблемы рынка, что сдерживает его рост? 

Проблем три: новые отели, транспорт, рост цен. Основные усилия власти направлены на поддержку инфраструктурных проектов. Субсидируются кредиты на строительство отелей, парков развлечений, горнолыжных курортов. Инвестиционная активность на нашем рынке высока, но темпы нового строительства уже несколько лет отстают от роста турпотока. Думаю, еще три-четыре года мы проживем в условиях дефицита отельных мест и курортов. В России реализуются сотни инвестиционных проектов, осталось дождаться их завершения. Основной транспорт на нашем рынке – автомобиль.

Это, наверное, в перспективе не очень правильно, а кроме того, существенно ограничивает географию поездок (1000-1500 км от места проживания туриста).

Нужны новые железные дороги, скоростные поезда, ограничение стоимости авиаперелетов, которые сейчас растут быстрее инфляции и быстрее отельных цен. Рост цен на отельные услуги продолжится, и это создает отток туристов в частное размещение, где цены ниже. В целом складывается такой портрет туриста: он приезжает на своем авто в Анапу, живет в квартире или гостевом доме, возможно, и готовит сам…

 

Какие курорты откроются в этом году?

И в прошлом году в России открылись сотни новых отелей, большинство из них – в Краснодарском крае. Что касается больших курортов, крупных проектов (Новая Анапа, Каспийский кластер), здесь работа в самом начале. Но как говорил классик: один практический шаг важнее дюжины программ. Небольшими шагами мы скорее достигнем цели, чем в ожидании мегапроектов.

 

Ваш прогноз развития рынка путешествий по России в 2025 году и в последующие 2-3 года.

Думаю, рост рынка продолжится, но не такими рекордными темпами. Рассчитываю в 2025 году на 5-6% прироста в поездках туристов. Замедление темпов роста необходимо: оно позволит сбалансировать спрос и предложение, стабилизировать цены. А там и новые проекты будут завершены.

 

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2025 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72