Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Арон Либинсон
Вице-президент IHG по стратегическому развитию в России и странах СНГ
«Экономический кризис сделал российский гостиничный рынок более цивилизованным»
Экономический кризис затронул не только страны Евросоюза, приведя к росту безработицы и социальному недовольству, но и развивающиеся экономики, в том числе государства БРИК, на территории которых сейчас реализуются крупнейшие инвестиционные проекты. Собеседник «ТБ» - вице-президент IHG по стратегическому развитию в России и странах СНГ АРОН ЛИБИНСОН.
 
 
На какой этап экономический кризис вывел гостиничный рынок России?
Кризис не обошел ни одну страну мира: люди стали меньше тратить, меньше ездить. Какая-то часть запланированных проектов не реализовалась. Но есть интересная особенность: если мы посмотрим на те проекты, которые не реализовались, то окажется, что их и не следовало реализовывать. А прошли через кризис качественные, интересные и продуманные проекты.
 
Компания «Региональная гостиничная сеть» начала строительство в 2010 году, вся их стратегия была сформирована во время кризиса. Наш Intercontinental в Киеве, открытый в 2009 году, – это правильный проект, который приносит деньги. Кризис затормозил развитие таких проектов, но не смог их убить. Те проекты, которые умерли, должны были умереть просто потому, что они не должны были родиться. Кризис расставил все на свои места.
 
Если говорить про Россию, то кризис научил обдуманно подходить к инвестиционным решениям, связанным с проектами в гостиничном бизнесе. Люди научились слушать консультантов, тех, кто уже имеет опыт. Научились считать деньги и понимать, что вернуть инвестиции можно в том случае, если проект будет привлекать гостей в том сегменте, в котором надо, если гость будет платить за данную услугу. Потому что никто, кроме гостя, за этот продукт не заплатит.
 
В 1990-е годы решения часто принимались стихийно, в стиле «построим, а потом посмотрим». Не скажу, что это закончилось совсем, но это существенно угасло. Главный урок, который в России вынесли из кризиса, рынок стал более цивилизованным.
 
Кроме того, рынок становится все более ориентированным на бренды как показатель качества услуг, стандартов, которые соблюдаются. Инвесторы стали обращать на это внимание, поскольку уже понятно, что клиентов это привлекает.
 
 
IHG – это бренды бизнес-отелей в городах, где развит деловой туризм. Во многих городах РФ цены на проживание в таких гостиницах слишком высоки для рядовых командированных.
Действительно, иногда появление брендовой гостиницы высокого класса в том или ином российском городе оказывается неоправданно. Предположим, в этом городе уже есть качественные небрендовые отели, которые справляются со своей задачей, и новый дорогой отель здесь лишний. При этом потребность в гостиницах экономкласса остается.
 
При планировании необходимо все время помнить про то, о каком рынке идет речь, о каком именно госте. В каждом сегменте должен быть свой гость. Если мы говорим о городе, где часто проходят конференции, о размещении бизнес-групп, то рассматриваем наши бренды Holiday Inn и Crowne Plaza. Если речь идет об индивидуалах, которым нужно провести одну-две ночи и позавтракать, то это Holiday Inn Express. Мы говорим о цене номера в 3 тысячи рублей, включая завтрак. Это вполне сопоставимо с размером командировочных расходов, и при нормальном ведении бизнеса в этом сегменте можно построить достойный отель, который порадует гостей.
 
 
IHG планирует открыть в столице самый большой Holiday Inn. Ожидается реализация ряда других проектов. Как, на ваш взгляд, все это повлияет на структуру спроса и предложения?
Москва имеет много возможностей разместить гостей, помимо новых гостиниц, никто не отменял 25 тысяч номеров советского номерного фонда.
 
Другой вопрос -  в периоды высокого спроса действительно остро ощущается нехватка качественного предложения. Во время проведения больших выставок или других подобных мероприятий наша система выдает цену в 23 тысячи рублей за стандартный номер в Holiday Inn Сокольники, это best available rate. Конечно, люди удивляются: это очень дорого, дороже, чем в Нью-Йорке.
 
Таким образом, есть неудовлетворенный спрос, который перетекает в советские гостиницы, когда проходит выставка или что-то еще, когда Москва забита.
 
Для нас это показатель потенциала, показатель того, что если мы построим еще одну гостиницу, то клиенты придут сами. Не надо увеличивать турпоток в Москву, чтобы загрузить еще 5–7 тысяч номеров в отелях международных компаний. Этот поток уже здесь есть. Люди просто будут переходить из «убитого» советского фонда в нормальные гостиницы.
 
Собственники должны понимать, что надо тратить деньги на реновацию, стать брендами. Но это сложно сделать без серьезных вложений, достаточно посмотреть на многие отели советского периода, где необходима серьезная реконструкция для приведения их к стандартам международных брендов.
 
Но и сейчас это гостиницы смогут наполнить рынок, удовлетворить определенный спрос, компенсируя недостаток предложения в качественном сегменте. Я думаю, еще долго мы будем видеть ценовой разрыв, разрыв в предложении, при котором не будет хватать качественных гостиниц в среднем ценовом сегменте. Новый Holiday Inn не заполнит этого, тем более что он будет работать в субрынке «Крокуса Экспо» с выставками 300 дней в году, концертами, большим объемом бизнес-потоков.
 
 
Могут ли отельеры повлиять на туристическую привлекательность российской столицы?
Главная задача заключается не в том, чтобы сделать Москву туристическим направлением, а в том, чтобы сделать Россию туристическим направлением. А Москва станет большим хабом, воротами в Россию.
 
Люди, приезжающие на Байкал, Алтай, в города Золотого кольца смогут проводить в столице несколько дней и отправляться дальше. Таким образом, в Москве выровняется загрузка гостиниц в течение года, вырастет турпоток, пойдут инвестиции и расширится предложение в эконом-сегменте. Сегодня такие отели строить невыгодно, поскольку вопросы согласования и подключения к коммуникациям «вымывают» инвесторов из среднего сегмента. Если в Москву пойдет турпоток, сгладится сезонность, исчезнет проблема выходных дней.
 
На мой взгляд, сама по себе Москва как туристическое направление пока ничего собой не представляет. Путь к развитию бренда «Москва» еще надо пройти. Москва должна стать первым шагом в Россию. Этот тезис мог бы лечь в основу глобальной стратегии развития туризма в Россию, и даже в СНГ, поскольку из Москвы можно отправиться не только на Байкал, но и в Киев, Минск, Ереван, Тбилиси.
 
 
Как обстоят дела с кадрами в российском гостиничном бизнесе? Сколько специалистов необходимо привлечь из-за границы, чтобы открыть в России отель международного оператора?
Когда открывается гостиница под брендом Intercontinental, например, такая, как на Тверской, то речь в основном идет о генеральном менеджере, иногда - о главе службы питания и о главе отдела продаж. Этих специалистов мы приглашаем из-за границы в том случае, если речь идет об открытии отеля высокого класса.
 
Если открывается Holyday Inn, то в этом нет необходимости. В целом наша задача заключается в том, чтобы снизить зависимость от иностранных менеджеров и дать возможность тем, кто показал себя как лидер, обучать других.
 
Хотя ничего плохого в иностранцах нет. Когда в футбольную команду приглашают тренера и команда после этого забивает голы, никто не говорит о том, что тренер не знает русской ментальности. Когда начинаются поражения, о тренере тут же начинают говорить, что он не из России и ничего не понимает.
 
В нашем Intercontinental в Киеве генеральный менеджер – иностранец. Собственник счастлив, потому что это действительно лучший отель на Украине. Им управляет человек, который имеет опыт руководства гостиницами класса «люкс», имеет соответствующий статус, чтобы общаться с главами государств, представителями власти, знаменитостями.
 
Безусловно, на уровне гостиниц среднего ценового сегмента это не так нужно, нужен просто лидер, который сумеет сплотить коллектив, сделать из него работающую команду. Чем больше таких лидеров мы сможем вырастить здесь, внутри рынка, тем лучше. Но иностранцы – это тот самый пул учителей, которые могут обучить российских специалистов.
 
 
Когда говорят о кадровой проблеме, часто под этим подразумевается проблема со средним и младшим персоналом.
Проблема в том, что в России каждый человек – «менеджер». Выпускник выходит из школы, его спрашивают, кем ты хочешь быть, и он отвечает: «Менеджером». Профессионального обучения в стране почти нет, утеряны навыки людей работать, начиная с низких позиций, с пониманием того, что у тебя есть перспектива.
 
А в гостиничном бизнесе важно пройти весь путь. Основная масса руководителей высшего звена, которые работают сейчас, начинали в 1990-х годах, когда, выучив английский язык, они начинали работать за стойкой в гостинице. Это люди, которые понимают логику карьерного развития в гостиничной сфере.
 
Сейчас люди обучаются в школах и академиях гостиничного сервиса, состоятельные даже ездят в Лозанну, а потом приходят и предлагают их нанять сразу на высокие позиции. Но в нашем бизнесе нужно начинать с азов и двигаться дальше по карьерной лестнице. Наша система позволяет это сделать.
 
 
Вы рассчитываете на то, что выпускники Академии IHG останутся работать в компании?
Хотелось бы, чтобы они остались. Мы стараемся привлечь их интересными перспективами развития наших отелей по всей стране, показать им, какой путь они могут пройти и чего достичь.
 
Если люди видят перспективу развития компании в России, планы по открытию новых отелей, они, конечно, хотят остаться. Нам же важно увязать наши стратегические планы с возможностью подпитки ресурсами, в том числе и кадровыми.      
 
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72