туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Евгений Писаревский
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму
Как повысить престиж туристских профессий и улучшить качество профессионального образования
Что надо переменить в подготовке кадров для
отрасли, чтобы этот процесс отвечал потребностям не только сегодняшнего, но и
завтрашнего дня?
Мы не только работаем в туризме, но еще
являемся потребителями туруслуг, и хорошо чувствуем в этом качестве, чего не
хватает нашей индустрии гостеприимства. В этом смысле вопрос простой. Но одновременно
и сложный, так как касается принятия многих управленческих и нормативных
решений, в том числе на уровне правительства. К тому же эти решения должны быть
согласованы на разных бюрократических уровнях.
В подготовке кадров ключевые игроки - это
не только учебные заведения, Федеральное агентство по туризму и Министерство
культуры, но и работодатели. Однако российская туриндустрия до сих пор носит в
высшей степени фрагментарный характер. Она представлена в основном предприятиями
среднего и малого бизнеса, которые до конца не сформулировали свои кадровые
потребности и не научились их лоббировать. Чтобы оперативно отвечать на вызовы
времени, мы создали межведомственный Совет по подготовке кадров в сфере туризма
и совершенствованию управления качеством туристских услуг. На данной площадке
мы и обсуждаем, каких специалистов, в каком количестве и для кого готовить, и
кто будет этим заниматься.
Ключевые слова здесь – качество туристских
услуг?
Разговоров о качестве идет много. Например,
о том, что упор надо делать на подготовку линейного персонала со средним
профессиональным образованием, так как
специалисты с высшим образованием востребованы меньше. Кстати, в этой второй
области к сегодняшнему дню сделано много, а главное - разработаны новые
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) для бакалавриата
в туризме и гостиничном деле. Появились специальности, связанные со
спортивно-оздоровительным туризмом. Однако на встречах работодателей, бизнеса, руководителей
вузов продолжают звучать взаимные претензии – «вы не тех готовите» или «а вы не
формируете конкретный заказ» - имеется в виду на подготовку специалистов по
конкретным специальностям. И это продолжается на протяжении двадцати лет.
Повторю: отрасль так и не сформулировала четко и внятно, какие специалисты, в
каком количестве, с какими квалификациями и компетенциями ей нужны. А пока
образовательное сообщество вынужденно двигается по своему пути, с разным
успехом ориентируясь на бизнес.
К данному моменту цели в этом отношении
поставлены заново?
Вот как раз совет по подготовке кадров и
сформулировал это в декабре прошлого года, в виде концепции непрерывного
профессионального образования в сфере туризма. Она включает создание отраслевой
рамки квалификаций и компетенций, разработку профессиональных стандартов
работников туристской индустрии, развитие отраслевой системы оценки и
сертификации квалификаций работников туристской индустрии, а также многое
другое. Для каждой должности, допустим, гостиничного предприятия, будут
разработаны свои квалификационные требования и профессиональные стандарты. Они
лягут в основу образовательных программ, которые будут применяться как в
учебных заведениях, так и в рамках профессионального обучения на базе
предприятий. Все вышесказанное полностью отвечает требованиям и подходам нового
Закона об образовании, который вступает в силу с 1 сентября нынешнего года.
Подчеркну, что в новых профессиональных стандартах мы хотим видеть оформленные
требования работодателей к будущим сотрудникам.
А о востребованности выпускника на рынке
труда кто позаботится?
Данную проблему уместно связать с
повышением престижа соответствующих профессий. Это один из пунктов федеральной
целевой программы развития туризма до 2018 года и предмет заботы не только Ростуризма,
но и региональных туристских администраций. Сейчас мы обсуждаем идею конкурса
«Лучший по профессии в туристской индустрии». Он будет частью общероссийского
конкурса, который организует Министерство труда, - «Лучший по профессии».
Задача последнего – поощрять лучших специалистов, скажем так, рабочих
профессий: каменщик, водитель троллейбуса и т. д. Мы полагаем, что это в целом
будет поднимать интерес к профессиональному обучению в туристской сфере и, как
следствие, повышать престиж работы в отрасли.
Можно поговорить о том, что и как изучает
будущий специалист индустрии гостеприимства?
Верно, вопрос о методическом обеспечении
образования очень важен. При всем изобилии учебников и учебных пособий
качественных методических материалов очень мало. Поэтому следующая задача
совета по подготовке кадров – разработать одиннадцать базовых учебников
межвузовского характера, которые станут основой для всего российского
образования в сфере туризма. Почему именно одиннадцать? На основе экспертного
анализа с участием авторитетных специалистов и практиков был сделан вывод, что
совершенно необходимо иметь базовые учебники по следующим предметам и
дисциплинам: «Основы туризма», «История туризма», «Экономика туризма»,
«Маркетинг туризма», «Менеджмент
туризма», «Информационное обеспечение туризма», «География туризма», «Государственное
и муниципальное управление в сфере туризма», «Безопасность туризма», «Правовое
обеспечение туризма», «Статистика туризма». Обязательным условием подготовки
каждого учебника является наличие межвузовского авторского коллектива.
Подобного в туризме еще не было. Анализ лучшего международного опыта,
использование зарубежной библиографии, элементы практикоориентированности –
такие требования предъявляются к этим пособиям, которые на всех стадиях подготовки
рукописей непременно будут рецензироваться не только учеными, но и практиками
соответствующих специальностей.
Расскажите подробнее о профессиональном
обучении.
Ростуризм уже проводил обучение сотрудников
региональных туристских администраций в декабре прошлого года по вопросам
продвижения туризма. Сейчас мы хотим продолжить эту деятельность, приглашая не
только российских, но и международных экспертов для обучения руководителей
индустрии, учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере туризма,
а также служащих государственных муниципальных учреждений. К проблематике
профобучения примыкает проблема создания системы сертификации должностей в
туристской индустрии, которая так или иначе будет завязана на профессиональные
стандарты. Современный работник не может не подтверждать свою квалификацию
через определенные промежутки времени, иначе он будет тянуть назад всю отрасль,
в которой занят. Создание рамки подтверждения квалификаций, заканчивающегося
выдачей сертификата, – одна из важнейших задач, которая была поставлена и в
правительственных документах, и самим опытом функционирования туристской
индустрии за рубежом и в нашей стране. В широком смысле – это часть образования.
Какие наработки существуют у Ростуризма на
перспективу?
Могу сказать об идее создания Федерального
ресурсного центра по подготовке туристской индустрии России к мировому
футбольному чемпионату 2018 года. Сейчас, как известно, у нас планируется
поэтапное введение обязательной классификации гостиниц. Основным требованием
здесь является наличие подготовленного персонала, и, соответственно, в
ресурсном центре – он появится или при Министерстве культуры, или при
Ростуризме – будут учитываться сотни тысяч человек, которые займутся
обслуживанием гостиничных номеров, будут участвовать в перевозке гостей,
работать в ресторанах, службах быта и так далее. Материально-техническое
оснащение объектов туристской индустрии и стадионов должны осуществлять
квалифицированные люди, без участия которых гостям мероприятия невозможно
обеспечить комфортное и безопасное пребывание. Всех таких профессионалов надо
«собрать» в одной базе данных. Опыт Сочи показывает, что начинать подобную
работу надо с большим упреждением. Наконец, подготовка волонтеров – тоже важная
составляющая кадрового обеспечения туризма. Резюмируя все сказанное, можно
считать, что наша стратегическая цель – создать в России
кадровую элиту турбизнеса.
Что еще содержится в мартовском поручении
премьера учреждениям туриндустрии?
К середине лета Министерство культуры и Министерство связи подготовят
предложения по внедрению современных электронных и коммуникационных технологий
в продвижение туристских продуктов и ресурсов, использованию данных технологий
в системе навигации и ориентирующей информации для туристов. К осени ожидаются
предложения по развитию круизного и яхтенного туризма на внутренних водных
путях Российской Федерации, включая строительство, реконструкцию и модернизацию
круизного флота и соответствующей инфраструктуры. Будет и награда за труды – Министерство
культуры и Министерство финансов скоро выступят с предложениями по учреждению
премии правительства Российской Федерации за достижения в сфере туризма. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|