![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
![]() Валерий Гордин
Исполняющий обязанности директора петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики»
«Хотим этого или нет, нам все равно придется соответствовать международным стандартам как в сфере образования, так и в сфере услуг»
Система вузовской подготовки кадров для российской сферы
туризма начала формироваться около 20 лет назад. В этом был несомненный плюс:
фактически мы начали с чистого листа. Однако писать на нем разные авторы тоже
стали по-разному: в процессе одновременного становления турбизнеса и системы
подготовки кадров с самого начала не было эффективного взаимодействия и не были
определены компетенции, нужные выпускникам.
Наибольшие проблемы испытывает въездной туризм. Во-первых,
львиная доля кадров готовится как раз для него, а во-вторых, он гораздо более
разнообразен и сложен. Если учесть, что активно развиваться он начал лишь в
последние 10 лет с приходом сильных игроков рынка (например, сетевых отелей),
ситуация оказалась еще более сложной. Ведь все, что формировалось в качестве
нашего въездного турбизнеса в 1990-е годы, - этакий hand made российского образца. Со всеми его родовыми
травмами. Как результат, общий уровень сервиса, в том числе и в туризме, сильно
отстал от мировых стандартов. «Все равно приедут» - такой подход работал до
последнего времени: нередко форма менялась, но суть оставалась прежней. Сам
турбизнес на протяжении многих лет не мог четко сформулировать, кто же ему
нужен.
Но и система подготовки кадров для туризма не без греха.
Сейчас вузов, занятых ею, в России в разы больше, чем учреждений среднего
профобразования. Образовательная пирамида, в основе которой должны быть работники
более низкой квалификации, перевернута. Менеджер, подготовленный для сферы
туризма, вынужден или работать на кадровой позиции, не требующей высшего
образования, или уходит в другую область деятельности, или на свой страх и риск
открывает собственный бизнес. Ведь в мини-отеле он нередко совмещает целый ряд
функций – и это далеко не худший вариант. Однако ситуация меняется.
Изменилась позиция министерства: количество бюджетных мест
на этом направлении сократилось. В этом есть положительные моменты, поскольку
процесс можно рассматривать как попытку государства больше соответствовать
рынку работодателей, а не абитуриентов. Если хочешь получить модную, но не так
востребованную рынком труда, как другие, профессию – плати.
Появился и другой подход к процессу обучения, который разработан
специалистами Высшей школы экономики: речь идет о прикладном бакалавриате. Его
суть в том, что студент обучается в учебном заведении университетского уровня и
получает престижные «корочки», но при этом объем приобретаемых им знаний и
компетенций соответствует потребностям работы на линейных должностях: они носят
именно прикладной характер. Фактически это уровень несколько выше среднего
профобразования, в то же время позволяющий карьерно и профессионально расти -
дорога в магистратуру открыта. Модель не только подходит для сферы туризма и
гостеприимства, где чаще всего приходится начинать с низов, но позволяет
строить образование и по наиболее современному модульному принципу, постепенно собирая
из модулей-кубиков весь набор нужных знаний и компетенций.
Есть и другой путь. Например, в Петербурге мы открыли магистерскую
программу «Экономика впечатлений: менеджмент в сфере гостеприимства и туризма»
со специализацией «Менеджмент культурного и событийного туризма». Это программа,
в которой основная задача выпускника заключается в налаживании эффективного
взаимодействия между турбизнесом и объектами, интересными путешественнику. Программа
междисциплинарная, «заточенная» на объединение усилий разных участников рынка
туристических услуг с целью создания интерактивных, креативных совместных
тупродуктов, рассчитанных в том числе на активных, самостоятельных туристов. Уверен,
эти специалисты будут востребованы в самых разных направлениях туризма - MICE, событийном и т. д. ![]() |
© 1998 — 2025 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|