туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Георгий Мохов
Генеральный директор юридического агентства «Персона Грата
«Капитал Тур» - что делать туристам и агентствам в нынешней ситуации?
- Сейчас туристы начинают подавать в суд на «Капитал Тур». Конечно, пока ознакомиться с исками н возможно, но как вы считаете, насколько эта мера поможет вернуть деньги? - Я пока не слышал о реальных судебных прецедентах. Но речь идет, прежде всего, об исках к страховщику по страхованию гражданской ответственности. Подавать в суд только на компанию «Капитал Тур» бессмысленно, у них нет денег. Закон позволяет предъявить иск совместно туроператору и страховщику, что бы установить факт наступления страхового случая и получить судебное решение для предъявления требования о возмещении убытков. Даже если страховая компания приняла решение о пропорциональных выплатах, то решение суда поможет зафиксировать факт наступления страхового случая и обязать страховщика к выплате, что в дальнейшем упростит процедуру получения денег. На мой взгляд, это превентивная мера, достаточно разумная в сложившихся обстоятельствах. Ускорить выплаты таким образом скорее всего нельзя, но решение суда делает выплату более вероятной. - На что может рассчитывать турист, подавая в суд на турагента, а это позволяется законом о защите прав потребителей? Как агентству защитить себя в этом случае? - Вероятней всего суд удовлетворит требование туриста и агенту будет сложно не исполнить решение суда. Безусловно есть методы, позволяющие снизить риск ответственности турагента, в первую очередь необходимо иметь подписанный договор, «белую» бухгалтерию, иметь на руках подтверждение фактических расходов, то есть того, что деньги туриста были переданы «Капитал Туру». Это позволит в суде подтвердить агентский статус отношений. Кроме того, необходимо своевременно и письменно информировать туриста обо всех событиях, нарушающих или изменяющих договорные отношения. Если в суде мы докажем, что денежные средства, полученные по договору с туристом, были переведены туроператору, агент исполнил все свои обязанности по договору, если есть легальные платежные документы, то нам, как юристам, легче защищать турагента. В таком случае высока вероятность того, что суд при назначении суммы возврата хотя бы частично учтет эти фактические расходы. Если же нет договора, а платежи проводились в «черную», нет подтверждения расходов, не видно когда, кому и за кого платил агент, то возвращать деньги придется ему. Мы поддерживаем множество подобных исков со стороны защиты и, скажу вам честно, это непростая задача. - Насколько известно, страховая компания «ИнноГарант», в которой «Капитал Тур» оформил свои фингарантии, решил выплачивать компенсацию пропорционально. Сколько, согласно закону, должно пройти времени, перед тем как начнутся выплаты? Каким образом можно понять, что обратились все туристы? - Наш закон четкой процедуры осуществления пропорциональных выплат не устанавливает. Если трактовать закон буквально, то вероятнее всего страховщик будет учитывать все требования по страховым случаям, поступившим в период действия договора страхования, и после этого производить выплаты. С юридической точки зрения такой алгоритм действий выглядит наиболее логичным. Каким образом будет действовать «ИнноГарант» трудно предположить. Они могут пойти по другому пути: получив от «Капитал-тура» подтверждения глубины продаж, не ждать окончания действия договора, а рассчитать размер возмещения и начать выплаты тогда, когда предположительно в страховую обратится турист, купивший тур на самую отдаленную дату. Но информацию о глубине продаж должен подтвердить «Капитал-тур», потому что только он компетентен в этом вопросе. Когда закончится действие договора, когда будут собраны все заявления и сформирован кредиторский пул, можно будет рассчитать, какой процент от суммы требования получит каждый турист. - Если «Капитал-тур»ю несмотря на начало процедуры банкротства, начнет работать под новым юридическим лицом, тогда получается к ней и к руководству компании никаких претензий быть не может? К кому в таком случае кредиторам предъявлять иски? - Иск может быть предъявлен только к тому юридическому лицу, с которым был заключен договор, и кому была внесена оплата. Если будет создано новое предприятие, и оно не будет правопреемником прежнего, то даже наличие общих учредителей не позволит перенести ответственность с одного юридического лица на другое. Что касается ответственности учредителей, как физических лиц, то она возможна в рамках уголовного преследования или в случае признания их неправомерных действий в процедуре банкротства. - В прессе ходила информация, что «Капитал Тур» не перечислил в «ИнноГарант» деньги за страхование от невыезда в случае банкротства оператора. Может ли этот факт послужить причиной отказа в выплатах, когда компания все же будет признана банкротом? - Если страховой полис уже выписан и выдан, а «Капитал Тур» работал от имени страховой компании как страховой агент, то договор страхования действителен, даже если агент не «донес» денег до страховщика.
- Агентства жаловались, что «ИнноГарант» требует не только перечень документов, предусмотренных законом, но и договор между туроператором и турагентом. Насколько страховщик вправе спрашивать дополнительные документы, что это могут быть за документы? Очевидно, что страховая компания тянет время, поскольку в законе порядок пропорциональных выплат вообще никак не регламентирован. Есть только указание, что компенсация должна быть произведена в 30-дневный срок с момента подачи всех документов. Чтобы иметь хотя бы иллюзорные основания для продления этого срока, страховая компания и начала требовать документы, не предусмотренные законом, находящиеся вне рамок отношений выгодоприобретателя-туриста и туроператора. Турист, по определению, не может быть обязан предоставлять договоры между юридическими лицами, у него нет этого договора, он не является его стороной. Нельзя на гражданина возлагать несвойственные ему функции истребования доказательств. Если страховщику нужен какой-то договор, связанный с его страхователем, то он и должен их запрашивать у своего страхователя, но уж никоим образом не обременять туриста обязанностью собирать доказательства, к которым он никакого отношения не имеет. - Так все-таки страховщик обязан осуществить выплаты в течение 30 дней или имеет право подождать, пока к нему не обратятся все туристы? - В законе данный вопрос прописан очень невнятно. К сожалению, многие проблемы у нас возникают из-за качества нормативных документов. Мы имеем более-менее четкий регламент проведения последовательных выплат, по мере поступления и рассмотрения заявлений, а пропорциональный способ выплаты компенсаций просто упомянут как возможность. Но каким образом должны выплачиваться компенсации, когда нужно заканчивать прием заявлений, когда начинать производить выплаты – абсолютно непонятно. Страховщик должен согласовать эту процедуру с Росстрахнадзором. Сейчас, если турист подал все необходимые документы и прошло 30 дней, то у страховщика нет правовых оснований отказать в выплате. Для того, чтобы оттянуть этот срок, людям и рассылаются своеобразные «письма счастья»: «Мол, дорогой товарищ, мы посмотрели все ваши документы, но, к сожалению, нам кое-чего не хватает, возьмите, пожалуйста, справку, где была ваша бабушка в 1917 году». Эти уловки связаны скорее с несовершенством законодательства, чем со злым умыслом самого страховщика. Ведь если речь идет о пропорциональных выплатах, страховщик не может выплачивать компенсации до того момента, пока реестр пострадавших не будет полностью сформирован. Могут ли туристы, прождав 30 дней, подать в суд на страховщика? - Конечно, но, поскольку такой судебной практики нет, нельзя однозначно сказать, каким будет решение суда. Мы сейчас готовим несколько таких исков, к нам уже поступили заявки от туристов, у которых прошел 30-дненый срок с момента подачи документов. Мы попробуем обязать страховую компанию провести выплаты по исполнительному листу. Как к этому отнесется суд, признает ли он возможным вынести решение об обязанности страховщика заплатить туристам вне зависимости от избранной им системы выплаты компенсаций – нельзя сказать однозначно. С юридической точки зрения ситуация очень сложная. Нет прямого регламента в законе, нет судебной практики, нет позиции Верховного суда, опираться абсолютно не на что, мы можем считать себя первопроходцами. - На ваш взгляд, какой алгоритм действий наиболее правилен для турагента и туриста в создавшейся ситуации? - Совершенно очевидно, что наиболее прямой и быстрый способ для любого туриста вернуть деньги, это подать иск на продавца и многие по этому пути идут. К нам сейчас обращаются за юридической помощью турагенты, к которым туристы уже предъявляют требования по возврату средств за несостоявшиеся туры. Любой юрист из любого общества по защите прав потребителей в первую очередь советует пострадавшему туристу предъявить иск именно к турагенту, которому турист платил деньги и с кем заключал договор. Мол, какого агент выбрал туроператора – это его личные проблемы, пусть он потом в порядке регрессного требования взыскивает с него все, что ему заблагорассудиться, но сначала вернет туристу деньги. Если же туристы решат добиваться выплат от страховой компании, то, безусловно, вероятность получить компенсацию становится гораздо выше при наличии судебного решения, указывающего на обязанность страховщика эти выплаты произвести. - Если же агент решил отправить туриста за свой счет, а потом самостоятельно от имени своего клиента обратиться к страховщику, это поможет сберечь свои средства? - Мы давали такие рекомендации сразу же, после того, как «Капитал Тур» объявил о приостановке своей деятельности. Для обращения к страховщику, нужно, чтобы договор, по которому «Капитал Тур» указан туроператором, не был исполнен. Ни в коем случае нельзя аннулировать или видоизменять этот договор. Если турагент решил отправить туристов за свой счет, то он должен заключить с туристом новый договор, не связанный с первым. Договор с «Капиталом» должен остаться неисполненным, что дает туристу право обращаться в страховую компанию. Поскольку туристу это уже не нужно, он отдохнул и вернулся, турагент берет соответствующую доверенность на представление интересов гражданина, собирает все необходимые документы (которые сам же и выдавал) и на абсолютно законных основаниях по неисполненному «Капиталом» договору обращается в страховую компанию от имени туриста, а если страховая отказывает в выплате, то по той же доверенности идет в суд..
|
Предыдущие мастер-классы:
Стефан Роэмер
Генеральный директор DTH Travel
Дмитрий Арутюнов
Генеральный директор компании "АРТ-ТУР"
Сергей Богачев
Генеральный директор компании "Авиа Центр"
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|