Вчера в правительстве Москвы прошла пресс-конференция, посвящённая итогам 2015 туристического года в Москве на китайском въездном направлении. Общеизвестно, что китайцы — одна из самых путешествующих наций в мире - в 2015 году они совершили более 120 миллионов поездок за рубеж. На одного выехавшего за рубеж китайца приходится 33 путешествующих по своей стране (в России это соотношение составляет 1:2). Именно китайцы занимают первое место в мире по тратам за рубежом (около $ 260 млрд.), поэтому борьба за этот турпоток отличается особой остротой.
«Туристы из Китая — абсолютные лидеры въездного турпотока в России в целом и в Москве в частности, - сказал, открывая пресс-конференцию, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников. - В 2011 году в Россию въехало более 800 тыс. граждан Китая, в 2014 — уже 1125 тыс (379 — в Москву), за 9 месяцев 2015 года — 1117 (379), это больше, чем из всех остальных стран.
По самым скромным подсчётам, общий въездной поток из Китая может составить в прошлом году около 1, 3 млн., из них около 670 тыс. будут составлять именно туристы. В минувшем году в Москве, по нашим предварительным расчётам, туристы из Китая оставили от $ 800 млн до $ 1 млрд».
Особо отметил г-н Черников то, что вдвое (до 240 тыс.) возросло количество туристов, въезжающих в Россию по каналам безвизового обмена, причём в ближайшее время ожидается дальнейшее облегчение его условий. Понятие «группа» сократится с нынешних 5 человек до 3 — что обеспечит возможность въезда в Россию отдельными семьями, а разрешённая продолжительность пребывания вырастет с 15 дней до 31 — а это даст возможность посещать не только столицы, но и регионы.
Стоимость групповой визы постепенно снижается и осуществляется переход на электронный документооборот.
Что представляет собой приезжающий в Москву китайский турист? Он начительно старше 50 лет — хотя имеет явную тенденцию к омоложению, становится всё более любознателен, предпочитает отели уровня 3 — 4* и живёт в них от 5 до 7 дней. За этот срок средний китайский турист оставляет в Москве около $ 3, 7 тыс (приезжающие с деловыми целями — около $ 5 тыс.).
Росту турпотока в последнее время способствует, без сомнения, и низкий курс рубля.
Вопреки распространённому мнению, китайские туристы покупают не только сувениры (на большей части из которых, как впоследствии оказывается, стоит штамп Made in China) - заметно возрос в последнее время их интерес к качественным ювелирным изделиям и ресторанам местной кухни.
Что интересует китайского туриста в России и в Москве? Москва — по-прежнему главный «магнит», следом за ней следуют Приморский край и Санкт-Петербург, в последний год особенно заметен интерес китайских туристов к Уралу и Сибири, особенно к Иркутской области.
Главным хитом среди маршрутов по-прежнему остаётся т. н. «красный маршрут», связанный с пребыванием В. Ленина и его соратников (Москва — Петербург — Казань — Ульяновск, недавно эти регионы заключили межрегиональное соглашение о сотрудничестве в туризме). В Москве к традиционной пятёрке главных достопримечательностей добавились бункер Сталина, парк «Царицыно» и Измайловский кремль.
«Очень важно, - подчеркнул г-н Черников, - что в ближайшее время будет разработана программа из пяти квестов, рассчитанных главным образом на молодёжную аудиторию, в которой мы особенно заинтересованы — они будут представлены на туристических выставках в Пекине и Шанхае, в которых Россия и Москва будут принимать активное участие».
Очень важным и весьма желательным, по мнению г-на Черникова, является наличие туристического событийного календаря на китайском языке, поскольку доля китайских туристов, приезжающих в Россию именно на событийные мероприятия, - такие, как самый крупный в мире фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи» (в 2015 году на нём побывало более 20 тыс. туристов из Поднебесной), осенний Фестиваль света, «Путешествие в Рождество» - растёт на глазах.
Существенным препятствием в развитии китайского туризма в Москве является, в частности, и весьма ограниченное количество - около ста - гидов-переводчиков, от которых требуется не только свободное знание китайского языка, но и умение так подать излагаемый материал, чтобы гость почувствовал желание вернуться.
Весьма заметным игроком на китайском направлении является существующая с 2002 года туристическая ассоциация «Мир без границ», объединяющая более 150 российских операторов российско-китайского туризма из 25 регионов нашей страны.
«В рамках нашей ассоциации, - рассказала её исполнительный директор ассоциации Светлана Пятихатка, - действует специальная программа China friendl ». В неё сегодня входит 34 объекта в 10 регионах России ( 17 — в Москве) — главным образом это объекты размещения и (пока) только один ресторан.
Главная задача программы, по мнению г-жи Пятихатки — создание комфортной обстановки для китайских туристов. Скажем, если речь идёт о гостинице — обязательны навигация на китайском языке, наличие на нём же меню в ресторане и информационных материалов на reception, бесплатный Wi-Fi, наличие банкомата системы Unionpay, приём китайских телеканалов и чайный набор.
Хотя и предпочтения китайских туристов меняются на глазах — если, например, три года назад практически все китайские туристы предпочитали на завтрак китайскую кухню, то сегодня более 40% из них выбирают кухню европейскую.
Весь комплекс проблем развития китайского направления российского туризма будет обсуждаться на российско-китайском туристическом форуме, который пройдёт в Москве 22 марта.
/TOURBUS.RU