Туроператоры рассказали о том, с какими проблемами сталкивается развитие в нашей стране необычного экскурсионного туризма
Несмотря на стремление ряда регионов России включить промышленный туризм в сферу деятельности профильного бизнеса, направление продолжает оставаться востребованным только в некоторых случаях. И, по большей части, привлекает лишь местных гостей.
Посещение действующих промышленных объектов в России уже перестало быть диковинкой – такие туры организуют на Урале, в Краснодарском крае, в Калининградской и Вологодской областях, в Петербурге и во многих других регионах страны. Однако, несмотря на рост интереса к ним, направление далеко от массовости. При этом результаты – самые разные, а наибольший интерес туристы проявляют к предприятиям, входящих в систему пищевой промышленности.
Так, в экскурсиях по территории известного производителя шампанских вин «Абрау-Дюрсо» в Краснодарском крае в 2015 году приняли участие около 160 тыс. туристов. По словам президента Союза виноградарей и виноделов РФ Леонида Поповича, в этом году прошлогодний рекорд, скорее всего, будет побит. «Люди активно интересуются как историей предприятия, так и возможностью попробовать игристые вины и шампанское. – говорит он. – При этом приезжают на экскурсии как в индивидуальном порядке, так и в составе групп».
В Петербурге лидером по организации экскурсий в рамках промышленного туризма остается производитель пива «Балтика». По оценке директора по корпоративным коммуникациям предприятия Татьяны Антончик, в течение года питерский завод по производству пенного напитка обычно посещает около 10 тыс. человек, а всего за историю проведения экскурсий на «балтийских» предприятиях на них побывало свыше 696 тыс. гостей.
«В восьми городах России, в которых действуют заводы «Балтики», на тур, который может включать в себя и дегустацию продукции, можно записать как группой, так и в индивидуальном порядке». – говорит она. Вместе с тем с представителями турбизнеса здесь почти не работают – экскурсии чаще всего организуют самостоятельно.
Задумываются о таком виде туризма и в высокотехнологичных компаниях, не относящихся к «пищевым».
Вице-президент BIOCAD Александра Глазкова недавно сообщила, что, в связи с большим интересом к предприятию, специализированному на разработке и производстве передовых фармакологических препаратов, здесь намерены взять на работу штатного экскурсовода. «Пока речь о каких-то массовых экскурсиях не идет, однако нас посещает большое число делегаций и официальных лиц, которым мы показываем как лаборатории, так и производство», - констатирует она.
Подтверждают тенденцию и в туроператорской среде. Так, директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин оценивает промышленный как один из видов экскурсионного туризма. Поскольку сейчас это направление в целом востребовано меньше, чем «пляжный» отдых, эксперт уверен – пока такие туры трудно «вписать» в систему массового туризма.
«Поскольку в реальности реализовывать подобные туры можно лишь в комплексе с какими-то другими экскурсиями, большого интереса к ним со стороны туроператоров нет». – замечает он.
При этом значительная часть экспертов согласна с тем, что промышленный туризм (и, в частности, посещение крупных предприятий) «тормозится» их неготовностью к приему гостей. Большая часть объектов попросту не приспособлена к посещению посторонними людьми, а на иных, весьма интересных для туристов, с организацией экскурсий не хотят связываться ввиду их малой прибыльности, сопряженной с высоким уровнем ответственности.
/TOURBUS.RU