По данным городского информационного сервиса 2ГИС, за три последних года количество турагентств в крупнейших городах страны сократилось на 18%. В Москве офисов, где можно купить турпутевки, стало меньше на 18%. При этом в течение 2014-2015 гг. уменьшение агенсткого сектора в регионах России было значительнее – около 30%, - сообщает РСТ.
По информации Союза туриндустрии, справочные данные о городских бизнесах обновляются в 2ГИС не менее двух раз в год, это позволяет фиксировать рост или сокращение количества организаций в различных сферах. По данным сервиса, количество офисов турагентств в миллионниках росло до лета 2014 года, этот период стал пиком — в июле в 15 крупнейших городах работали 12414 офисов турфирм, на 12% больше, чем в январе 2013 года. С 2014 года офисы начали закрываться — такая тенденция продолжается уже три года. За это время офисов турагентств в миллионниках стало на 18% меньше
В Москве их количество сократилось на 21%, в Санкт-Петербурге — на 14%, в Новосибирске — на 23%. Самые значительные сокращения — в Омске (почти 30%), Красноярске (29%) и Ростове-на-Дону (26%). Сейчас в миллионниках продают путёвки 10233 офиса — это ниже уровня января 2013 года.
За последний год (с июля 2016 по июль 2017) в четырех из 15 миллионников зафиксирован прирост точек продаж туров — в Петербурге (2,6%), Казани (2,8%), Екатеринбурге (3,9%) и Воронеже (7,3%). В остальных крупных городах с населением свыше 1 млн человек тенденция не изменилась, в частности, в Москве за год офисов турагентств в столице стало меньше на 8%, в Новосибирске — на 3%.
И агентские сети, и операторы считают, что пик снижения количества агентских офисов был пройден в 2015-2016 гг., а негативная тенденция остановилась после открытия Турции в сентябре прошлого года. По мнению PR-директора компании «ТЕЗ Тур» Ларисы Ахановой, примерно в 85% случаев речь шла не об уходе с рынка, а о минимизации расходов на содержание офиса. «Агентства закрывали нерентабельные офисы или меняли прописку. По информации нашего отдела по работе с агентствами, пик кризиса миновал, и сейчас сильные агентства даже расширяются, открывая дополнительные офисы. При этом зачастую с переориентацией на другую целевую аудиторию – чаще всего крепкие агентства уходят в вип-сегмент», – пояснила она.
Информацию подтверждают и в компании «Ванд»: пик сокращений позади, туристов в этом году прибавилось, следовательно появляются и новые турагентства. «В этом году поступает много запросов на сотрудничество, с многими подписываем договоры. Возможно, агентства просто перерегистрируются. Но к докризисным показателям этот сегмент еще не вернулся», – считает заместитель генерального директора Наталья Минорская.
В агентских сетях также говорили о кризисных закрытиях офисов в прошедшем времени. На взгляд члена президиума Альянса туристических агентств (АТА) и гендиректора турсети «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, после открытия турецкого направления около года назад количество турагентств на юге России резко пошло в рост. «В 2015-2016 гг. количественный спад в этом сегменте достигал 25-30% по всему рынку, но нашего объединения оно не коснулось, мы даже вдвое выросли по сравнению с докризисным 2014 годом – с 70 до 130 агентств», – уточнил он. Коллегу поддержала генеральный директор объединенной сети ТБГ и «Горячие туры» Светлана Макарова: «Основная волна кризиса пришлась на зиму 2015-2016 гг., тогда закрылись порядка 20% турагентств, потом ситуация стабилизировалась».
«Агентства тяжело вести бизнес только своими силами, поэтому сейчас ярко проявляется тенденция к переходу турфирм под крышу известных сетевых брендов и операторов. Это выгодно, несмотря на то, что приходится платить роялти», – полагает директор по маркетингу и PR группы компаний TBS Мария Конобеева.
«Думаю, за три года сокращение количества агентств на рынке составило 15-20%, включая тех, кто ушел под какой-либо из известных брендов. Но, так или иначе, число независимых агентств сокращается, а сетевых увеличивается», – считает г-жа Конобеева.
Сергей Самохвалов, директор по развитию сети Global Travel, также сообщил нашему порталу, что «независимых агентств, конечно, становится меньше - особенно на фоне последних событий с уменьшением комиссии. Агентству, чтобы наработать комиссию естественно лучше работать под крылом сетевых брендов. Эта тенденция сейчас прослеживается очень четко.
При этом турагенты все реже хотят работать под брендом одного туроператора и продавать сугубо его продукт, все чаще они вступают именно в сетевые объединения».
Татьяна Парфенопуло, замдиректора турфирмы «Скидка Тур», в свою очередь, отметила в беседе с нами, что «агентства активно присоединяются к сетевым брендам, в первую очередь потому, что сразу получают повышенную комиссию. К тому же те же сети помогают решать вопросы с туроператорами».
/TOURBUS.RU