Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов

Новости

04 октября
Британская группа компаний Monarch прекратила работу, оставив за рубежом 110 тысяч туристов

Наши эксперты обсуждают, какой урок могут извлечь наши туроператоры и перевозчики из процесса возвращения на родину более ста тысяч британских туристов


Как сообщает АТОР, в минувшее воскресенье прекратили работу компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays.

На этот момент за границей находилось примерно 110 тысяч туристов, еще около 700 тысяч человек не смогут воспользоваться оплаченными услугами компаний группы Monarch. Власти призвали туристов и пассажиров Monarch не приезжать в аэропорты для вылета за границу.

 

Причиной остановки деятельности стала невозможность продления авиакомпанией Monarch Airlines сертификата ATOL (Air Travel Organiser’s Licence). Наличие такой лицензии, защищающей финансовые интересы пассажиров  – обязательное условие для всех туркомпаний, занимающихся авиаперевозками туристов.

 

Руководство Monarch назвало в качестве причин банкротства компании такие внешние факторы, как проблемы с безопасностью в ряде регионов, за которыми последовала переориентация спроса с Восточного (Египет, Тунис, Турция – страны, на рынки которых ориентировалась компания) на Западное Средиземноморье, а также ослабление курса фунта стерлинга. Все это вместе, по заявлению руководства Monarch, привело к значительным финансовым убыткам.

 

В британской прессе событие, повлекшее необходимость незамедлительной организации возвращения в Британии 110 тысяч туристов, назвали «самой масштабной репатриацией в мирное время».

Кроме того, это и самое масштабное банкротство авиакомпании за всю историю туристической отрасли в Великобритании.

 

Управление гражданской авиации Великобритании (САА) обратилось к правительству с просьбой оплатить фрахт более 30 самолетов для вывоза пассажиров Monarch Airlines. Все туристы компании  вернутся в Британию без дополнительной оплаты.

На сайте САА появился раздел, посвященный ситуации с Monarch. Здесь шаг за шагом расписан алгоритм действий – как для туристов, находящихся за границей, так и для тех, кто еще только планировал свой отпуск.

«Если вы сейчас за рубежом и должны вернуться в Великобританию 15 октября или ранее, мы организуем для вас новые рейсы по завершении вашего путешествия. Вам не придется оплачивать эти дополнительные рейсы», – говорится на сайте САА. До этого времени туристам предлагается продолжать «наслаждаться отдыхом» и проверять статус своего рейса на странице «мой новый рейс в Великобританию».

 

Реализовать такой алгоритм действий позволяет страховка, обеспечиваемая сертификатом ATOL. Эта лицензия подразумевает отчисления в одноименный страховой фонд на случай приостановки деятельности компании. Застрахованы в ATOL только «пакетные туристы», купившие у Monarch и перелет, и проживание. В данной конкретной ситуации защищены страховками ATOL оказались только клиенты компании Monarch Holidays и First Aviation.

 

У пассажиров Monarch Airlines страховки ATOL нет – но клиенты авиакомпании все равно вернутся на родину бесплатно. Однако эти туристы не смогут обратиться в САА за компенсацией экстренных расходов, которые могли у них возникнуть во время ожидания своего рейса (питание, проживание в отеле, вылет другим рейсом, приобретенный за свои деньги и пр.), - сообщает АТОР.

 

Как отмечает АТОР, коллапс Monarch в Великобритании практически совпал с остановкой деятельности авиакомпании «ВИМ-Авиа». В СМИ и профильных группах в социальных сетях в течение дня 2 октября активно проводились аналогии действий российского и британского механизма организации помощи туристам – в то время, как в России все решается «в ручном режиме», в Британии механизм помощи пассажирам и туристам удалось запустить за полдня, оформив соответствующие инструкции.

 

Однако эксперты АТОР не спешат проводить подобных аналогий. «Это как сравнивать фунт и рубль», - говорит один из участников российского авиарынка, отмечая, что ситуация с банкротством целой группы компаний, включающей не только авиаперевозчика, но и крупного туроператора, не схожа с финансовыми проблемами у «ВИМ-Авиа».

 

Несхожи и методы решения ситуации. Напомним, сейчас в России существует фонд для организации помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпании при Росавиации, а также несколько фондов (фонды коллективной и персональной ответственности) для помощи организованным туристам при «Турпомощи».

Несмотря на наличие фондов, ситуация с «ВИМ-Авиа» решается иначе – пассажиры внутренних регулярных рейсов перевозятся за счет государства (на эти цели обещают выделить деньги в бюджете следующего года). Пассажиры же чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» – за счет туроператоров.

 

Комментируя нам информацию АТОР, Алексан Мкртчян, член президиума Альянса туристических агентств (АТА) и генеральный директор туристической сети «Розовый слон», заявил, что «сравнивать ситуацию с «ВИМ-Авиа» и британским Monarch я бы не стал. Дело в том, что в Европе и Америке существуют страховые фонды, за счет которых в случае банкротства и покрываются все расходы. Государство лишь ищет самолеты, а оплата за них идет из этих фондов.

Я считаю, что в России необходимо создать такой же резервный фонд, ввести дополнительную плату, как уже предлагалось, в размере 5-10 рублей к стоимости каждого авиабилета, как на регулярные рейсы, так и на чартерные. Обязательно нужно создать что-то подобное «Турпомощи», только в авиасегменте, в целом в транспортной системе».       

 

Арам Антонян, генеральный директор компании «Болеро тур», между тем, отметил, что «понятно, что механизмы организации помощи туристам за рубежом гораздо эффективнее, чем в России. Ясно также, что нам нужно перенимать опыт зарубежных коллег, организовывать резервные фонды. Но для начала хотелось бы все-таки, чтобы наше государство обратило внимание на объемы аэропортовых и иных сборов. Вы только посмотрите, как баснословно дорого стоит топливо, такого нет ни в одной стране мира! Нашим авиакомпаниям очень сложно выжить, и если так пойдет и дальше, то мы еще не раз станем свидетелями банкротства очередной авиакомпании».      

 

Наконец, генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура заявил нам, что «банкротство  группы Monarch подтверждает, что ситуация с «ВИМ-Авиа» не является уникальной. Но, конечно, нам следует активно использовать международный опыт решения таких проблем.

Я считаю очень правильной идею создания страхового авиафонда. Также необходимо создать механизм постоянного государственного мониторинга финансового состояния авиакомпаний».

/TOURBUS.RU


Теги:

Назад к списку новостей
Добавить комментарий




Поиск по новостям
По дате:
По месяцу и году:
По тексту:


Подписка
Укажите ваш e-mail для получения свежих новостей.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2025 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта