06 июня
Петербург остался без туристической символики
Из-за cомнительного судебного решения Комитет по развитию туризма Северной столицы вынужден отказаться от ставшей уже привычной городской символики, разработанной студией Артемия Лебедева

Длившееся около полутора лет разбирательство по поводу туристической символики, проданной властям Петербурга по символической же цене в один рубль студией Артемия Лебедева, закончилось победой закона над здравым смыслом. В результате Комитет по развитию туризма города на Неве был вынужден расторгнуть соответствующий договор и возвратить права на серию логотипов ее разработчику.
Стоит напомнить: туристические символы от студии Лебедева Петербург получил еще в 2016 году, когда у руля Комитета по развитию туризма стояла Инна Шалыто. Поскольку от предложения студии известного дизайнера отказаться было трудно, в комитете решили договоренность не афишировать – и тихо-мирно договорились «купить» логотипы оптом за 1 рубль.
Однако когда это стало известно, дизайнерская общественность Петербурга сочла появление логотипов незаконным, поскольку соответствующий конкурс на их разработку проведен не был.
Как результат, маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры» сначала подала заявление в Санкт-Петербургское УФАС России, в котором потребовала расторгнуть договор на разработку туристической символики со студией А. Лебедева. И еще 14 марта 2017 года антимонопольщики установили: Комитет по развитию туризма Петербурга, который без проведения открытых торгов заключил договор на разработку туристического логотипа с ООО «Студия Арт. Лебедева», нарушил требования ч.1 ст.15 закона «О защите конкуренции».
В итоге ФАС предписал в срок до 17 апреля 2017 года расторгнуть договор и совершить действия, направленные на прекращение использования туристического логотипа.
Причем Санкт-Петербургское УФАС, аргументируя позицию, учло и мнение участников Ассоциации брендинговых компаний России. Согласно специально проведенному опросу, в котором принял участие 31 руководитель профильных компаний, готовность разработать туристический логотип Петербурга за 1 рубль тогда подтвердили 26 из 31 участника опроса.
А поскольку комитет Смольного не захотел следовать предписанию УФАС, дело переместилось в судебную инстанцию. Стороны заняли принципиальные позиции - никто не хотел уступать. В результате дело прошло все три инстанции, включая кассацию, в которой 16 апреля 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил правоту УФАС и согласился с тем, что в силу закрытых отношений между комитетом и студией Лебедева другие дизайн-студии были лишены возможности заключить со Смольным аналогичный договор.
«Дело для нашего управления принципиальное: Комитет по развитию туризма утверждал, что раз цена вопроса - один рубль, то и торгов проводить не надо. Надо! – заявил по этому поводу руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров. - Вот и кассационная инстанция так считает. Мы удовлетворены решением суда».
Так как кассация (не считая Верховного суда) фактически является окончательной судебной инстанцией и оспаривать решение суда этого уровня практически не имеет смысла, Комитету по развитию туризма ничего не оставалось делать, как подчиниться. В результате 23 апреля 2018 года договор на разработку туристического логотипа Петербурга с ООО «Студия Арт. Лебедева» был расторгнут, а затем ведомство приступило к исполнению второй части предписания (т. е. к совершению действий, направленных на прекращение его использования).
Поэтому в адрес всех, кто так или иначе участвовал в использовании спорных логотипов, полетели письма, в которых содержалось требование отказаться от применения лебедевских произведений.
Выполнены ли эти указания? Для этого надо пойти хотя бы на сайты подведомственных комитету Конгрессно-выставочного бюро Петербурга и официального туристического портала города на Неве. Что мы видим? Логотипы Лебедева никуда не делись: и там, и там в верху страницы они видны невооруженным глазом.
Не говоря уже о том, что вся рекламная продукция, активно использующая эти символы, уже разлетелась по миру. И наверняка будет продолжать использоваться в дни ЧМ-2018, поскольку напечатана она загодя.
Впрочем, в турбизнесе к произошедшему относятся философски. «Работали десятки лет без логотипов - будем работать и впредь», - таково резюме сразу нескольких имеющих отношение к туризму специалистов. Логично предположить, что в период проведения ЧМ-2018 ни УФАС, ни туристические власти Петербурга не будут педалировать эту тему – и без того у всех забот невпроворот.
А вот после завершения Мундиаля новому главе питерского туризма придется соображать, как выполнить решение суда, реализовать которое крайне трудно по ряду объективных причин.
/TOURBUS.RU
|