По данным только что опубликованного обзора состояния рынка гостиничного бизнеса в России, подготовленного аналитиками Cushman & Wakefield, примерно половина специалистов отрасли уверена, что к показателям 2019 года ей удастся вернуться не ранее 2023-го, - сообщает наш корреспондент на Северо-Западе.
При этом опрошенные в двух столицах представители гостиничных операторов несколько разошлись во мнениях. Так, по данным Cushman & Wakefield, в Москве возврата к уровню 2019 ждут в 2022-м (10% респондентов), 2023-м (48%), 2024-м (32%) и 2025-м (еще 10%). В Петербурге специалисты ситуацию видят чуть оптимистичнее, рассчитывая вернуться к допандемийным цифрам в 2022 году (23%), 2023-м (55% респондентов), 2024-м (19%) и 2025-м (всего 3%).
Вместе с тем большинство гостиничных операторов (67%) отметили, что осуществляемые ими отельные проекты продолжают выполняться без отклонений от графика, а еще больше (78% респондентов) указали, что пандемия COVID-19 не повлекла за собой значительных изменений в условиях гостиничных договоров.
При этом те, кто сообщил о заметном влиянии пандемии COVID-19 на их бизнес, пострадали либо из-за отсутствия финансирования (заемных или собственных средств инвестора), либо из-за пересмотра коммерческих условий сделки.
Кроме оценки перспектив развития отельной сферы, в Cushman & Wakefield составили и рейтинг наиболее перспективных для гостиничного бизнеса городов РФ. В первую пятерку с наивысшими баллами (от от 8,1 до максимальных 10) вошли Москва, Петербург, Сочи, Екатеринбург и Владивосток. Среднюю часть рейтинге составили Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород, Красноярск и Челябинск (средний балл от 6,2 до 7,8), а замкнули двадцатку самых перспективных для гостиничных инвесторов Волгоград, Уфа, Калуга, Воронеж и Самара (5,6-6 баллов).
«Отели, гостиницы и другие средства размещения Москвы и Петербурга неизменно привлекательны как для бизнеса, так и для туристов, – констатирует Марина Усенко, партнер Cushman & Wakefield, департамент гостиничного бизнеса и туризма. – А вот выбор Сочи в качестве третьего по привлекательности рынка для гостиничных операторов может показаться неожиданностью, учитывая довольно серьезную насыщенность рынка после завершения ОИ-2014. Однако сетевые гостиничные операторы уверены, что потенциал города-курорта для их бизнеса, особенно на фоне активного развития внутреннего туризма, далеко не исчерпан».
Что касается Екатеринбурга, то его привлекательность обусловлена активным развитием в качестве столицы Урала и большого потенциала для внутреннего туризма, обусловленного богатой историей, а интерес к Владивостоку объясняется недостаточным развитием туристической инфраструктуры на фоне растущего спроса на туры на Дальний Восток.
«Диспропорция «последнего фронтира» должна быть устранена уже в обозримом будущем, что обеспечивает активный интерес к рынку Владивостока со стороны всех крупнейших сетевых игроков рынка», - считает Марина Усенко.
Что касается перспектив, то вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин согласен с тем, что в 2021-м ожидать возврата к былым показателям не стоит. «Очевидно, что этот год будет непростым, поскольку на многих рынках (в т. ч. столичных) результаты 2020-го оказались провальными, - говорит он. – Вернуться к былым цифрам будет непросто».
Исследования консалтинговой компании JLL подтверждают: средняя загрузка отелей Москвы по итогам 2020 года достигла только 37,9% от уровня 2019-го, а в Петербурге средняя заполняемость оценивается в 29% (на 57% меньше, чем годом ранее). А доходы «просели» еще сильнее: по расчетам JLL, в Москве в 2020 году RevPAR опустился на 63% относительно прошлого года (до 2,08 тыс. рублей), а в Петербурге – на 69% (до 1,4 тыс.).
В результате руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова уверена, что качественные отели обеих столиц в 2020 году сработали с операционным убытком. И увы, в 2021 году особых оснований для оптимизма нет: границы закрыты, а внутренний туризм, как показала практика 2020-го, не сильно ориентирован на городской туризм.
/TOURBUS.RU