За два года взрывного роста внутреннего туризма в стране резко увеличилась доля серого турбизнеса, который не подпадает под жесткие регулирующие нормы государства.
При этом легально работающий бизнес несет избыточную ответственность за предпринимательскую деятельность, считает вице-президент Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, мнение которого сегодня публикует RTN.
«Серая зона на российском туристическом рынке растет буквально на глазах. К нам нередко обращаются предприниматели по вопросам организации турбизнеса. На определенном этапе работы люди хотят получить какой-то статус. Просят, например, оформить лицензию на такую деятельность, хотя лицензии отменили еще в 2007 году. И когда они выясняют, какие требования надо выполнить для работы на туристическом рынке и сколько это будет стоить, отказываются от легализации бизнеса. Мы, говорят, как-то уже два года работаем, оборот больше 10 млн рублей в месяц.
Раньше такие обращения случались один-два раза в год. Сейчас их десятки и больше, это отчетливый тренд», – рассказал он на прошедшем на минувшнй неделе в Минске Втором Международном конгрессе туроператоров.
По словам юриста, преобразования серого рынка в легальный не происходит. Таким образом, законы, которые разрабатываются государством, соблюдает на практике незначительная часть бизнеса, работающая легально.
«Туроператоры получают все больше регулирующих механизмов и в итоге несут избыточную ответственность за свою предпринимательскую деятельность, а серый рынок, существуя параллельно, стремительно развивается. Причем, у этого рынка с развитием онлайн-технологий появляются огромные возможности для продвижения и продаж.
Все можно купить и продать в течение одной секунды, и это становится настоящей проблемой с точки зрения защиты прав туристов: такие платежи трудно отследить, найти какие-то концы при определении получателей денег», – сказал вице-президент РСТ.
Он добавил, что расширению серой зоны способствуют, в том числе, различные отраслевые «инкубаторы» и «акселераторы».
«Например, на одном государственном туристическом портале появился раздел по профориентации – предлагалось открыть глэмпинг, кемпинг, начать работу директором турфирмы, экскурсоводом.
Я решил попробовать «стать» экскурсоводом. Читаю, что для этого нужно – знать регион, быть опрятным и т.д. Но про аттестацию, которой занято сейчас все туристическое сообщество и государство, вообще ни слова», – удивляется юрист.
Как заметил г-н Мохов, одновременно с ростом популярности внутреннего туризма и появлением государственных субсидий на его развитие в этом бизнесе резко выросло число случайных людей:
«Один из примеров такого быстрого бизнеса – глэмпинги. В эту сферу пошло очень много новых людей, итог – множество недостроенных объектов и 500 глэмпингов, выставленных на продажу на «Авито», потому что люди не справились с бизнесом».
/TOURBUS.RU