![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
26 апреля
Роспотребнадзор не посчитал европейский авиаколлапс «форс-мажором»
Опубликованное Роспотребнадзором официальное письмо по поводу деятельности авиакомпаний и турфирм в период извержения исландского вулкана может вызвать волну судебных исков от туристов ![]() Как говорится, в частности, в этом документе, «соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым… туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта… независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Указанное означает, что при контроле за соблюдением законодательства о защите прав потребителей применительно к событиям, связанным с массовыми отменами и задержками авиарейсов... территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий». Как говорится в документе, «согласно положениям ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора… При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг". Полный текст документа можно увидеть здесь. Таким образом, согласно этому письму, даже в случае, если оператор понес в связи с отменой полетов существенные издержки, связанные со штрафными санкциями принимающей стороны и т.д., он, согласно данному документу, будет обязан вернуть клиенту полную стоимость неосуществленного тура. Напомним между тем, что на минувшей неделе в своих разъяснениях Правовые комиссии РСТ и АТОР, не отрицая необходимости выполнения операторами обязательств перед клиентом, единодушно отнесли европейский авиаколлапс вследствие извержения вулкана к типичному форс-мажору. Так, по мнению юристов АТОР, «извержение исландского вулкана в разрезе туристического бизнеса трактовать можно только как наступление форс-мажорных обстоятельств... Согласно Гражданскому кодексу, стороны договора освобождаются от ответственности, если исполнение обязательств невозможно из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы. При оценке данных обстоятельств, сомнений в том, что это действительно форс-мажор, у компетентных структур не возникает». Выводы юристов АТОР подтвердила и Анна Гладун, генеральный директор юридической консультации «Визит». По ее словам, данное письмо может послужить дополнительной поддержкой для туристов, которые решат обратиться за возвратом денег в суд. Но суд будет рассматривать дело, учитывая все его обстоятельства, а Гражданский кодекс однозначно трактует произошедшее как форс-мажор. Правда, скорее всего до суда дойдет не так уж и много дел. И операторы, и авиакомпании, и принимающие компании, и хотельеры в большинстве своем стараются сейчас минимизировать потери туристов, по возможности возвращая деньги за несостоявшиеся поездки в полном объеме. «У нас в результате отмены рейсов пострадало несколько сотен человек, но в 70% случаев проблема полностью решена. Некоторые туристы забронировали туры на более поздние даты, некоторые – аннулировали поездки с возвратом средств. Дело в том, что пошли навстречу туристам не только принимающие компании, хотельеры и перевозчики, но и консульства ряда стран, согласившиеся переоформить визы бесплатно. Правда, примерно в трети случаев мы ведем переговоры с партнерами, большая часть из которых выставляет штраф, равный стоимости проживания в течение одних суток в отеле, но мы считаем, что и этого не должно быть», - рассказал нам Тарас Кобищанов, генеральный директор компании «Русский Экспресс».
«Мы возвращаем деньги туристам, размещаем их за свой счет или переносим сроки поездки. Также поступают и авиакомпании, и другие наши партнеры», - сообщила нам в свою очередь Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал Тур».
/TOURBUS.RU
Добавить комментарий
![]() |
Поиск по новостям
Подписка
|
© 1998 — 2025 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|