Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Новости

26 апреля
Роспотребнадзор не посчитал европейский авиаколлапс «форс-мажором»
Опубликованное Роспотребнадзором официальное письмо  по поводу деятельности авиакомпаний и турфирм в период извержения исландского вулкана может вызвать волну судебных исков от туристов

На сайте Роспотребнадзора появился официальный документ - письмо №01/6067-0-23, озаглавленное «О порядке реализации отдельных функций и полномочий в установленной сфере деятельности в связи с событиями, обусловленными извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль», подписанное главой этого ведомства Геннадием Онищенко.  В этом документе невозможность выполнения турпоездок в период недавней отмены авиасообщения в Европе квалифицируется не как «обстоятельство непредолимой силы» (форс-мажор), а как значительно более мягкое «существенное изменение обстоятельств». 
Как говорится, в частности, в этом документе, «соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым… туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта…  независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Указанное означает, что при контроле за соблюдением законодательства о защите прав потребителей применительно к событиям, связанным с массовыми отменами и задержками авиарейсов... территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий».
Как говорится в документе, «согласно положениям ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора… При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг".
Полный текст документа можно увидеть здесь.
Таким образом, согласно этому письму, даже в случае, если оператор понес в связи с отменой полетов существенные издержки, связанные со штрафными санкциями принимающей стороны и т.д., он, согласно данному документу, будет обязан вернуть клиенту полную стоимость неосуществленного тура.
Напомним между тем, что на минувшей неделе в своих разъяснениях Правовые комиссии РСТ и АТОР, не отрицая необходимости выполнения операторами обязательств перед клиентом, единодушно отнесли европейский авиаколлапс вследствие извержения вулкана к типичному форс-мажору.
Так, по мнению  юристов АТОР, «извержение исландского вулкана в разрезе туристического бизнеса трактовать можно только как наступление форс-мажорных обстоятельств... Согласно Гражданскому кодексу, стороны договора освобождаются от ответственности, если исполнение обязательств невозможно из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы. При оценке данных обстоятельств, сомнений в том, что это действительно форс-мажор, у компетентных структур не возникает».
Выводы юристов АТОР подтвердила и Анна Гладун, генеральный директор юридической консультации «Визит». По ее словам, данное письмо может послужить дополнительной поддержкой для туристов, которые решат обратиться за возвратом денег в суд. Но суд будет рассматривать дело, учитывая все его обстоятельства, а Гражданский кодекс однозначно трактует произошедшее как форс-мажор.
Правда, скорее всего до суда дойдет не так уж и много дел. И операторы, и авиакомпании, и принимающие компании, и хотельеры в большинстве своем стараются сейчас  минимизировать потери туристов, по возможности возвращая деньги за несостоявшиеся поездки в полном объеме.
 «У нас в результате отмены рейсов пострадало несколько сотен человек, но в 70% случаев проблема полностью решена. Некоторые туристы забронировали туры на более поздние даты, некоторые – аннулировали поездки с возвратом средств. Дело в том, что пошли навстречу туристам не только принимающие компании, хотельеры и перевозчики, но и консульства ряда стран, согласившиеся переоформить визы бесплатно. Правда, примерно в трети случаев мы ведем переговоры с партнерами, большая часть из которых выставляет штраф, равный стоимости  проживания в течение одних суток в отеле, но мы считаем, что и этого не должно быть», - рассказал нам Тарас Кобищанов, генеральный директор компании «Русский Экспресс». 
 «Мы возвращаем деньги туристам, размещаем их за свой счет или переносим сроки поездки. Также поступают и авиакомпании, и другие наши партнеры», - сообщила нам в свою очередь Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал Тур».
/TOURBUS.RU

Назад к списку новостей
Добавить комментарий




Поиск по новостям
По дате:
По месяцу и году:
По тексту:


Подписка
Укажите ваш e-mail для получения свежих новостей.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2025 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72