Согласно новому законопроекту, страховое бремя на внутренний туризм уменьшится, а повторно попасть в реестр после исключения в ряде случаев можно будет лишь через год

В минувший понедельник первый заместитель председателя думского комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев внес на рассмотрение Госдумы проект изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Об увеличении фингарантий в законопроекте речи не идет, напротив, предлагается в 20 раз уменьшить сумму финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся въездным туризмом.
Наличие и размер этого финансового обеспечения уже давно вызывали неудовольствие не только у участников рынков, но и у чиновников. Так, еще в 2009 году Федеральная антимонопольная служба предлагала снизить размер финансового обеспечения ответственности туроператоров по въезду до уровня фингарантий для внутреннего туризма, то есть с 10 млн до 500 тыс. рублей. Чиновники, туроператоры и общественные туристические объединения объясняли, что иностранные туристы защищены страховкой своих туроператоров, кроме того, за все время существования финобеспечения не было зафиксировано ни одного страхового случая во въездном туризме. В итоге, к мнению участников рынка и ФАС наконец-то прислушались, если законопроект будет принят, то фингарантии для туроператоров въездного туризма уменьшатся с 10 млн до 500 тыс. руб.
Есть в законопроекте меры, направленные и на увеличение прозрачности турбизнеса. Например, пункт о том, что туроператоры должны направлять информацию о зарегистрированных туристских путевках в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма. Кроме того, согласно законопроекту, «
туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют более 100 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 30 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, проводят обязательный аудит и представляют копию указанной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, в установленном им порядке».
Если законопроект примут, то попасть в реестр проштрафившемуся оператору будет не так уж и просто. Один из пунктов законопроекта гласит: «
В случае принятия судом решения об исключении сведений о туроператоре из реестра в связи с грубым нарушением туроператором законодательства соответствующий туроператор не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о нем в реестр в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о туроператоре из реестра». Агентства новый проект закона обязывает работать от имени и по поручению туроператора.
Мнение о законопроекте на рынке двоякое, эксперты отмечают и его положительные, и отрицательные стороны. «
У въездного туризма огромное число проблем, которые мешают его развитию, но среди них нет финансовых гарантий для туроператоров и их стоимости», - цитирует АТОР слова Владимира Канторовича, первого вице-президента Ассоциации. Кроме того, по его мнению, возложенная на турагентство обязанность работать исключительно от имени и по поручению туроператоров действительно может защитить права потребителей, но она же может привести к монополизации рынка.
С другой стороны, уменьшение фингарантий для въездного туризма, естественно, не решит все проблемы, но будет способствовать увеличению конкурентоспособности в этой сфере. Особенно, если речь идет о приеме туристов в приграничных регионах, где страховая премия за финобеспечение могла превышать прибыль турфирм.
«
Если агент будет работать от именно туроператора, то это поспособствует структурированию рынка», - сказал президент группы компаний «Натали Турс» Владимир Воробьев. Что же касается увеличения финобеспечения, которое выпало из законопроекта, то, по мнению эксперта, в данной ситуации толку от него не будет. «
Потуги, связанные с увеличением суммы фингарантий – абсолютно бессмысленные. Как считать объемы, если рынок – серый, операторы могут просто их не показывать. Сначала нужно сделать рынок прозрачным, и лишь потом вводить инструмент повышения финобеспечения в зависимости от оборота», - сказал Владимир Воробьев.
/TOURBUS.RU