Руководитель Ростуризма Александр Радьков провел большую пресс-конференцию, посвященную путям выхода из кризиса, в котором оказалась отечественная туротрасль
Вчера в столице состоялась пресс-конференция руководителя Ростуризма Александра Радькова, посвященная истории с «Ланта-тур вояж» и грядущим изменениям в туристическом законодательстве.
По словам г-на Радькова, ситуация, в которой оказались туристы «Ланта-тур вояж», продемонстрировала несовершенство российского и зарубежного законодательств, которые не позволили защитить россиян. Были зафиксированы вопиющие случаи нарушения прав туристов. Велика вероятность, что и возместить все свои расходы туристам не удастся. Так, на сегодняшний день в «Ингосстрах» уже поступило 2600 заявлений от туристов «Ланта-тур вояж» на общую сумму 90 млн руб. При этом Александр Радьков рассказал, что сейчас «Ланта-тур» находится в поисках стратегического инвестора, проводит реструктуризацию компании, выясняет, какие брони были оплачены агентствами, какие нет. Соответственно, назвать точное количество пострадавших пока не возможно, тем более, многие туристы еще не обращались к страховщику в надежде, что оператор вновь начнет отправлять туристов.
«Нужны структурные изменения российского туррынка. Избежать банкротств невозможно, но необходимо защитить туристов от их последствий. Необходимо увязать размер суммы финансовой ответственности с оборотом, так как самой высокой планки зачастую оказывается недостаточно для выплаты компенсаций всем туристам», - сказал Александр Радьков.
Также, по его мнению, нужно создать саморегулируемую организацию (СРО) в турбизнесе, так как они предполагают наличие компенсационного фонда, который в случае форс-мажоров может быть использован для возвращения туристов в Россию. Кроме того, СРО осуществляют финансовый мониторинг своих членов. По словам Александра Радькова, в Ростуризме есть аудиторское заключение «Ланты-тур вояж» и оно не вызывало опасений: «Вопрос, насколько предоставляемые турфирмами финансовые документы соответствуют действительности?».
Еще одной мерой контроля туррынка должно стать введение электронной турпутевки, которая позволит унифицировать договоры, избежать серых схем реализации турпродукта.
Каким образом будет работать компенсационный фонд СРО, пока прорабатывается, возможны различные варианты его взаимодействия со страховыми компаниями. Например, по словам г-на Радькова, возможен вариант, когда суммы, взятые из фонда для возврата туристов обанкротившегося оператора в Россию, впоследствии компенсирует страховщик.
Также Александр Радьков сказал, что необходимо выработать механизм взаимодействия государства и СРО, разделить ответственность между бизнесом и государством. Например, в случае банкротства одного из своих членов, расходы по возврату туристов берет на себя СРО, а если речь идет о войне, о необходимости эвакуации россиян из места конфликта, то это – задача государства. «Существует много пограничных ситуаций, которые должны быть описаны в законе», - добавил он.
Что же касается возможности страховать каждую путевку в отдельности, то, по мнению Александра Радькова, могут возникнуть сложности с проверкой того, что путевка действительно застрахована. В этом случае как раз и поможет введение электронного документооборота. Это позволит контролировать эмиссию путевок. Чтобы выписать электронную путевку, турфирме придется войти в определенную систему, как, например, при продаже авиабилетов. «Когда электронная путевка будет введена, мы сможет проконтролировать, сколько путевок было продано, на какую сумму, от какого туроператора», - пояснил чиновник.
Отвечая на вопрос о "Капитал Туре", он отметил, что этот случай остался без должного внимания правоохранительных органов, но, возможно, они к нему вернутся, главное – не допустить повторения подобного. В частности, из-за банкротства компании «Инногарант» туристам не были выплачены никакие компенсации. Соответственно, органы, осуществляющие контроль и надзор в этой сфере, также должны решить, как обезопасить туристов. Возможно, например, создание пула или реестра страховых компаний, занимающихся страхованием финансовой ответственности в турбизнесе.
Александр Радьков также подчеркнул, что ряд важных поправок должны пройти уже в весеннюю сессию, так как впереди летний сезон, который при несовершенном законодательстве может принести немало проблем.
/TOURBUS.RU