Наши эксперты обсуждают причины и возможные результаты начавшейся проверки тарифной политики российских авиаперевозчиков
Федеральная антимонопольная служба проверит тарифную политику российских авиакомпаний, в том числе программы по бронированию билетов, - информирует ресурс Лента.ру. При этом причиной проверки стали многочисленные жалобы пассажиров.
По информации портала, пассажиры пожаловались в ФАС на высокую цену билетов, а также на то, что билеты продаются по тарифам, которые в несколько раз различаются между собой. При этом каких-либо отличий в обслуживании пассажиры не видят.
Кроме того, граждан возмущает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов. Некоторые пассажиры указывают, что самолеты авиакомпаний летают "с пустыми креслами". Вместо этого перевозчики могли бы снизить цены на билеты и заполнить салоны.
Проверка антимонопольщиков коснется и работы компьютерных систем, с помощью которых продаются авиабилеты. В частности, ведомство намерено установить, регулируют ли эти системы загрузку судов и имеется ли возможность снизить цены при недостаточном спросе.
Как отмечает портал, ФАС регулярно проверяет ценообразование на авиабилеты, но подобные проверки касаются отдельных компаний, а не отрасли в целом. Последний конфликт ведомства с авиаперевозчиками возник весной 2011 года. Тогда авиакомпании подняли цены на билеты из-за введения так называемых "топливных сборов" на иностранных направлениях. ФАС обвинила их в монопольном завышении цен. В результате цены были снижены, но только после того, как на полеты на этих направлениях был отменен НДС.
Между тем, опрошенные нами эксперты не уверены, что ФАС сможет реально повлиять на процесс ценообразования в отечественной авиаотрасли.
"ФАС для того и существует, чтобы осуществлять проверки. Они проводятся постоянно, но еще ни разу не было, чтобы тарифы "Трансаэро" были признаны не соответствующими антимонопольному законодательству. В таких проверках ничего нового нет, все будет зависеть от того, к каким выводам придет ФАС и какие шаги в связи с этим будут сделаны. Как только это станет известно, тогда и можно будет что-либо комментировать", - отметил в беседе с нами Сергей Быхал, директор по корпоративным коммуникациям «Трансаэро».
"Этим нужно было заняться уже давно. Тарифы авиакомпаний – «вещь в себе», никто не знает, как они формируются, из каких соображений решается цена авиабилета. Естественно, ФАСу нужно смотреть, нет ли ценового сговора", - отметил в свою очередь Михаил Романов, генеральный директор компании "Орфей".
"Авиакомпании - это коммерческие структуры, тарифы которых не регулируются государством. Однако, как и железнодорожные перевозки, дотируемые государством, так и социально значимые авианаправления – например, Петербург, Владивосток, - и дотируются, и контролируются.
С другой стороны, это хозяйственная деятельность коммерческих организаций, я не понимаю, как она может контролироваться. Единственная возможность государства - борьба с монополиями. Есть направления, на которых летает только один перевозчик и он ставит свою цену. Но он также определяет ее исходя из спроса, востребованности, стоимости топлива, обслуживания и т.д.
Есть много примеров, когда авиакомпании, чтобы загрузить рейс, предлагают демпинговые цены. Но это не всегда хорошо для туристов - вопрос в экономике. В России, к сожалению, не выжила ни одна low-cost авиакомпания. Самолеты стоят денег, стоимость топлива необходимо включать в стоимость авиабилета. Единственное, что может помочь контролировать тарифы, - это конкуренция. ФАС на это может повлиять", - заявил нам в свою очередь Дмитрий Горин, генеральный директор компании «ВИП Сервис».
/TOURBUS.RU