20 декабря
Поможет ли пассажирам авиакомпаний-банкротов новый страховой фонд?
Эксперты нашего портала обсуждают, поддержат ли перевозчики повторную инициативу Минтранса о введении страхового фонда для авиакомпаний, и насколько она необходима российскому авиарынку
 Речь о том, чтобы создать страховой фонд для авиакомпаний, шла в еще 2010 году. Тогда подготовленное Минтрансом предложение было разослано российским авиаперевозчикам, однако те не поддержали инициативу министерства.
Росавиация объясняла порядок формирования страхового фонда следующим образом: деньги должны поступать от российских авиакомпаний, причем предполагалось, что с каждого проданного билета в фонд пойдет от 30 до 60 рублей. Валерий Окулов, заместитель министра транспорта, отмечал, что на создание фонда будет потрачено 3 миллиарда рублей и на его накопление потребуется три года.
Сейчас Минтранс РФ считает необходимым вновь вернуться к вопросу создания страхового фонда для перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. «Конечно, надо создавать, поскольку на следующий год из федерального бюджета 100 с небольшим миллионов рублей предусмотрено, а это маловато на перевозку пассажиров авиакомпаний, прекративших свою деятельность», - заявил Валерий Окулов. Он добавил, что, когда обанкротилась авиакомпания «Кубань», потребовалось порядка 126 млн рублей.
Именно недавнее банкротство «Кубани» (которое, напомним, произошло 10 декабря) еще раз доказало необходимость такого решения. «Авиакомпании не хотят создавать страховой фонд, но придется принимать непопулярное решение», - подчеркнул замминистра транспорта.
Опрошенные нами эксперты в области авиаперевозок отнеслись, однако, к идее создания такого страхового резерва скептически. «Мне непонятно, на что направлена эта инициатива. Если говорить о регулярных перевозках, то IATA и ТКП гарантируют все платежи, поэтому пассажиры защищены от банкротства авиакомпании. Что касается чартеров – то авиабилеты на них покупаются в составе турпакета, и за туристов отвечает туроператор.
Поэтому возникает много вопросов по поводу этого страхового фонда: на что будут тратиться деньги? Где будут храниться? Кто ими будет распоряжаться? Какого размера будут взносы? К тому же в итоге платить за все придется пассажирам», - заявил нашему порталу Александр Морозов, заместитель генерального директора компании MaxiMICE.
Борис Богданов, генеральный директор «Асент Авиа», в свою очередь, отметил, что авиакомпании не захотят своими деньгами отвечать за неправильную политику других перевозчиков. С другой стороны, банкротства на авиарынке происходят не столько из-за ошибок в деятельности компаний, сколько из-за политики авиавластей.
«Я считаю, что государство должно поддерживать региональных, небольших авиаперевозчиков. Вместо этого существует требование к авиакомпаниям о содержании определенного флота, на рынке царит монополизм топлезаправщиков, а аэропорты «задирают» цены за обслуживание. В первую очередь, надо решать эти проблемы, а если и создавать страховой фонд, то силами государства. Авиакомпаниям нет смысла этим заниматься», - подчеркнул г-н Богданов.
Согласился с коллегой и Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost. Он сказал, что авиаиндустрия не раз высказывала свое отношение к идее создания страхового резерва. «Эта инициатива неправильная, неэффективная: нужно создавать условия, чтобы авиакомпании не становились банкротами, а не собирать деньги на их «похороны», - объяснил эксперт.
/TOURBUS.RU
|