18 января
«Лайнеры мечты» больше не летают
Наши эксперты обсуждают причины прекращения полетов новейшего лайнера Боинг-787 Dreamliner и последствия, которые это может вызвать
 Один из самых громких проектов в мировом авиастроении - Боинг-787 Dreamliner - столкнулся с беспрецедентными по масштабу проблемами. Все 49 самолетов, полученных заказчиками с конца 2011 года, прекратили полеты.
Причиной стал ряд инцидентов, в результате которых авиавласти Японии, США, Индии, Чили и Европы приняли решение приостановить эксплуатацию самолетов до выяснения всех обстоятельств происшедшего, - сообщает сегодняшний «Коммерсант».
Напомним, что Боинг-787 Dreamliner — новейший широкофюзеляжный двухмоторный реактивный пассажирский самолет, рассчитанный на 250-330 пассажиров с дальностью полета до 15,2 тыс. км. Каталожная стоимость — $207-244 млн.
Это самый экономичный в мире самолет — использует на 27% меньше топлива, чем, например, Airbus A340-300. Половина элементов фюзеляжа сделана из композитных материалов на основе углерода. Сейчас у восьми авиакомпаний находятся 49 самолетов Dreamliner, а в целом портфель заказов на них — 848 самолетов.
По информации издания, вчера Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приняло решение приостановить эксплуатацию Боинга-787. Это произошло спустя сутки после аналогичного решения властей Японии. Причиной послужил ряд инцидентов, происшедших за последние полторы недели, с самолетами первых заказчиков — ANA и Japan Airlines.
У нескольких из 17 Боингов-787 а/к Japan Airlines в разное время произошли неполадки: загорелась аккумуляторная батарея, обнаружена утечка топлива и проблемы в тормозном механизме заднего шасси, а также во время одного полета на стекле в кабине пилотов образовалась трещина. ANA совершила вынужденную посадку из-за задымления в кабине пилотов. Обе компании остановили полеты Боинга-787 до 25 января.
Сразу после заявления FAA его примеру последовало Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA), оно сообщило о прекращении полетов Боинга-787 с целью "поддержания летной годности европейского воздушного флота". Запрет затронул только одного европейского перевозчика — польскую LOT, у которой два Dreamliner. По подсчетам японских перевозчиков, убытки от одного дня простоя могут достигать $1,1 млн.
О приостановке полетов шести Dreamliner сообщила индийская Air India, остановила три своих самолета чилийская LAN. Затем аналогичные решения приняли Qatar Airways (пять лайнеров этого типа) и Ethiopian Airlines (четыре самолета).
В Россию полеты на Dreamliner выполняла только японская авиакомпания JAL. Представитель московского офиса JAL сообщила, что самолет будет заменен на Боинги моделей 777 и 767.
Между тем, по информации «Коммерсанта», российские заказчики Боинга-787 - "Аэрофлот" и "Трансаэро" - пока воспринимают ситуацию спокойно. В "Аэрофлоте" (который заказал 22 таких самолета) лишь "очень внимательно за ней следят". Поскольку первая поставка самолета намечена на 2016 год, к этому времени все проблемы должны быть решены, надеются в компании. В "Трансаэро" придерживаются похожего мнения, хотя должны получать самолеты раньше — в 2014 году.
Наши эксперты в то же время отмечают, что нынешняя ситуация говорит об общем неблагополучии на мировом авиарынке. Так, Борис Рыбак, глава консалтинговой компании Infomost, отметил в беседе с нами: «Выведение из строя Боинга-787 не отразится на международных перевозках, 49 самолетов – это совсем немного, поэтому никаких серьезных коммерческих последствий не будет. Российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» действительно заказали «лайнеры мечты» - 22 и 4 соответственно. Однако это поставки не близкие, и перевозчики от них вряд ли откажутся.
Однако инцидент с «Дримлайнером», безусловно, очень неприятный. Он демонстрирует серьезные проблемы современной авиационной промышленности. Один из главных монополистов – американская компания «Боинг», создавая «Дримлайнер», сначала не могла уложиться в срок, затем возникли технические проблемы, теперь – запрет на полеты. Это ситуация очень показательная. Глобализация, отсутствие конкуренции, доминирование финансистов над инженерами – все это негативно влияет на авиапром».
В то же время Александр Морозов, заместитель генерального директора компании MaxiMICE, отмечает: «Дримлайнер» не сняли с производства, поэтому я думаю, что наши авиаперевозчики от контрактов не откажутся, даже получат дополнительные преференции. Проблемы бывают у всех, главное, что из-за неполадок не пострадали люди, не было жертв. Так как «лайнеры мечты» летают не так давно, неправильно считать, что их дефект характерен для всех «Боингов».
На мой взгляд, ситуация с «Дримлайнером» не является серьезной проблемой для авиакомпаний. Однако первое время она отразится на перевозке: авиаперевозчикам нужно будет срочно найти замены Боингам-787.
/TOURBUS.RU
|