Наши эксперты обсуждают перспективы создания организации, защищающей права авиапассажиров
Вчера в ходе заседания Общественной палаты России было заявлено о создании Национальной ассоциации авиапассажиров, сообщает АТОР. Предполагается, что объединение будет зарегистрировано до мая этого года. Ассоциация будет заниматься защитой прав авиапассажиров и лоббированием изменений в авиационное законодательство.
Как пояснил член Общественной палаты Владислав Гриб, которому было предложено возглавить создаваемую ассоциацию, учредителями объединения выступят члены Общественной палаты, общественных и правозащитных организаций и объединений потребителей. О желании участвовать в создании ассоциации также заявили несколько депутатов Федерального Собрания.
Основной целью существования ассоциации будет поддержка (в основном правовая) авиапассажиров. Однако со временем объединение займется и лоббированием законодательных изменений в авиационное законодательство.
Одной из ключевых идей ассоциации, озвученных на заседании Общественной палаты, является лоббирование вступления России в Монреальскую конвенцию 1999 года.
Как напоминает АТОР, Россия по-прежнему участвует в Варшавской конвенции 1929 года. В результате наши авиапассажиры, в отличие от большинства европейцев, могут рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки рейса, на 600 рублей за каждый килограмм утерянного авиакомпанией багажа.
Для сравнения, нормы Монреальской конвенции дают авиапассажиру право требовать до 200 тысяч рублей за задержку рейса и до 50 тысяч рублей за повреждение багажа. Напомним, что Минтранс с прошлого года уже начал работу по изменению нашего законодательства для вступления в Монреальскую конвенцию. Эта деятельность должна быть завершена уже в текущем году.
Второе направление работы ассоциации - субсидирование авиаперевозки и снижение ее стоимости.
По прогнозам Владислава Гриба, ассоциация будет объединять около тысячи участников - физических и юридических лиц. Предполагается, что, когда объединение начнет функционировать, авиапассажиры смогут бесплатно проконсультироваться с сотрудниками ассоциации через интернет и по телефону.
Представительство в суде или более активная работа с потребителем авиауслуг будет осуществляться на платной основе.
Между тем, наши эксперты пока что не уверены в скором успехе новой ассоциации.
Так, Александр Морозов, заместитель генерального директора по чартерным перевозкам компании «ВИП Сервис», отметил: «Если я не ошибаюсь, ассоциация, имеющая схожие функции, уже существует. Поэтому не очень понятно, зачем создавать еще одну. Также не ясно, что даст появление новой организации, будет ли ее деятельность плодотворной?
Вряд ли ассоциация сможет влиять на коммерческую политику авиаперевозчиков.
Возможно, она внесет какие-то здравые предложения, поможет найти компромиссы. Важно, чтобы ассоциация была создана на общественные деньги, а не навязана игрокам рынка насильно».
Говоря о переходе на Монреальскую конвенцию 1999 года, эксперт отметил, что "нельзя переходить в одну сторону: если будет ужесточена ответственность авиакомпаний, то следует принять меры по покрытию их расходов, иначе это приведет к значительному подорожанию авиабилетов.
Можно увеличить суммы компенсаций за задержки рейсов, потерю багажа, но тогда необходимо разрешить авиакомпаниям привлекать иностранных пилотов, а также продавать невозвратные билеты".
В свою очередь, Борис Рыбак, генеральный директор компании Infomost, заявил в беседе с нами: «Во всех странах мира существуют подобные организации, причем они все время выступают с радикальными требованиями. Любопытно, что нигде нет ассоциации пассажиров круизных лайнеров или пассажиров железнодорожного транспорта.
Я не думаю, что создаваемая Национальная ассоциация авиапассажиров просуществует долго – обычно это не получается. Я не уверен, что от нее будет какой-то прок, но, с другой стороны, она поможет привлечь внимание к серьезным проблемам, назревшим в сфере воздушного транспорта. И их немало».
По его словам, «российское правительство не жалует авиаотрасль, эта сфера испытывает серьезное налоговое и регулятивное давление. Существует монополизм топливозаправщиков - топливо российским компаниям продается по более высокой цене, нежели иностранным.
По поводу защиты прав пассажиров – авиакомпании не раз выступали против хулиганов на транспорте, однако за два года борьбы были лишь немного повышены штрафы – и все. Словом, ассоциация может быть полезной, если будет говорить о текущем положении дел».
/TOURBUS.RU