«Первые лица» российского туризма поделились своими прогнозами развития рынка на конференции, прошедшей в Москве

Вчера в столичном отеле «Марриот» прошла представительная конференция профессионалов туриндустрии, организованная деловой газетой «Ведомости». Генеральным спонсором мероприятия выступил «Интурист», медиа-поддержку оказал журнал «Турбизнес».
В продолжавшейся практически весь рабочий день конференции приняло участие множество «первых лиц» отечественного турбизнеса. Среди них - руководители компаний KMP Group, Capital Тour, «Спектрум», «Ланта-тур вояж», «Мегаполюс турс», «Трансаэро», GTI Travel, «Натали Турс», «Мондо Турс», UTS, PAC Group и ряда других. Присутствовал на форуме и заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский.
Несмотря на то, что в программе конференции было заявлено несколько тем – тенденции развития турбизнеса, стратегия туроператоров на рынке, создание турпродукта, взаимодействие с агентствами – так или иначе все выступавшие обращались к вопросу финансового кризиса и его влиянию на развитие отечественного турбизнеса.
При этом практически все соглашались, что уже в этом месяце падение спроса на туруслуги в нашей стране составит 30%. А глава группы компаний «Спектрум» Евгения Конколь спрогнозировала, что следующим летом туристический рынок по объемам чартерных перевозок вернется к показателям трехлетней давности.
На этом фоне оптимистично прозвучало выступление президента ВАО «Интурист» Александра Арутюнова, посвященное развитию сильной национальной компании и созданию вертикально структурированного турхолдинга. По его словам, благодаря крупным инвестициям, в ближайшее время «Интурист» приобретет крупного отечественного оператора и, скорее всего, не остановится на достигнутом.
Между тем, подобный оптимизм вызвал скепсис ряда выступавших, в том числе генерального директора компании UTS Алексея Крылова.
По его мнению, опыт ВАО «Интурист», пользующегося могучей финансовой поддержкой АФК «Система» - скорее исключение, чем правило.
«Я уверен, что мы отбили охоту у инвесторов, в том числе иностранных, вкладывать деньги в наш турбизнес на многие годы», - заявил он. По его словам, если в нашей стране и появится крупный турхолдинг наподобие TUI, то произойдет это не раньше 2023 года- именно на этот срок правительство намечает появление в России устойчивого среднего класса.
С тем, что в ближайшие годы появления в стране «российского TUI» ждать не приходится, согласна и руководитель «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова. По ее словам, из 140 миллионов граждан России сегодня выезжает за рубеж всего 5 миллионов, и это говорит о том, что прослойки среднего класса – основы туриндустрии – в стране просто нет.
Оживленную полемику в ходе конференции вызвало выступление президента «Натали Турс» Владимира Воробьева.
В начале доклада он охарактеризовал основные, по его мнению, тенденции развития российского туррынка в последние годы. Среди них – ежегодный рост объемов на 20-30% (у ведущих операторов – на 40%), расширение географии вылетов, сокращение числа операторов и падение рентабельности до 1-3%. Переходя к прогнозам, президент «Натали Турс» высказал мнение, что в ближайшие годы в стране останется не более 5-10 операторов, а их рентабельность вырастет до 3-5%.
Далее Владимир Воробьев повторил уже изложенную им в профессиональной среде схему, согласно которой все операторы подразделяются на три группы – те, кто останется на рынке, те, кто находится в «зоне риска» и те, кто с рынка уйдет. При этом каждая из подгрупп иллюстрировалась именами конкретных операторов.
Людмила Пучкова назвала подобное разделение «субъективным и неэтичным». По ее словам, появление крупных инвестиций, процессы слияния компаний и т.д. – это живой процесс, не укладывающийся в данную схему.
Много вопросов возникло у участников конференции и к заместителю главы Ростуризма Евгению Писаревскому. Они касались прежде всего изменений в туристическом законодательстве.
В частности, Евгений Писаревский сообщил что, в рамках процесса усиления ответственности турфирм, с 1 января Ростуризм берет на себя работу по выдаче референс-номеров компаниям, занимающимся приемом иностранных туристов в России (ранее этой деятельностью занимался МИД).
То, что изменения в Закон о туризме не ограничатся широко обсуждаемым увеличением размера фингарантий, подтвердила нашему порталу и президент группы компаний «Спектрум» Евгения Конколь. По ее словам, сейчас совместно с правительством и Антимонопольной службой разрабатывается ряд изменений в законодательство, которые наконец-то заставят туррынок работать по «белым» финансовым схемам.
/ TOURBUS.RU