17 июня
Авиакомпании снижают комиссию агентам
Эксперты нашего портала обсуждают, как политика перевозчиков по сокращению комиссионных вознаграждений повлияет на агентский рынок
 Как сообщает газета «КоммерсантЪ», все крупные российские авиаперевозчики пошли по пути снижения комиссии агентов. Так, например, с 1 июня комиссия «Аэрофлота» по билетам во все классы обслуживания снизилась до 4%.
Ранее перевозчик платил своим агентам комиссию в размере 7% при продаже билетов в «экономический класс» и 9% при продаже «бизнес-класса». Как подчеркнули в компании «Аэрофлот» с 1 июня начался только первый этап снижения комиссии, второй этап будет в ноябре.
Снизили комиссии и другие крупные перевозчики. Теперь у S7 базовая ставка — 5%, а по 30 направлениям — 0,1%. У «Трансаэро» базовая комиссия — 5%, а по туристическому классу — 3% (однако в компании факт резкого снижения комиссии опровергают), у «Ютэйр» комиссия — 5%, а по ряду направлений снижена до 1%. «Уральские авиалинии» установили комиссию на уровне 5%, обнулив ее по ряду маршрутов.
При этом, по данным Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), на долю агентов приходится более 70% продаж авиабилетов. Остальные 30% авиакомпании продают сами (через сайты и кассы). В 2012 году в России продано более 40 млн авиабилетов. Исходя из средней цены билета на уровне 5 тыс. руб. (оценка ТКП), объем рынка — свыше 200 млрд руб. в год.
По мнению Дмитрия Горина, генерального директора холдинга «Вип сервис», процесс снижения авиакомпании комиссий неизбежен и «уже сейчас уже можно смело говорить, что комиссии будут обнулены».
По словам эксперта, в европейских странах и США большинство перевозчиков давно отказались от комиссий.
«Но в России это будет болезненная перестройка рынка,— подчеркнул топ-менеджер.— Агентам в любом случае нужно окупать свою работу. Если раньше им платила авиакомпания, то теперь акцент смещается в сторону потребителя. Будут вводиться дополнительные сборы — в среднем по €10-20 с билета, агенты начнут конкурировать по набору услуг, по качеству сервиса, за который и будут платить пассажиры», - считает эксперт.
При этом, по его мнению, цена на авиабилеты серьезно не возрастет: цену на билеты определит конкуренция между перевозчиками.
По мнению другого эксперта - Сергея Богачева, генерального директора компании «Авиа центр», при отсутствии гарантированной доходности с продажи билета можно ожидать консолидации рынка. Он пояснил, что доля агентов в общем объеме продаж останется на прежнем уровне, однако крупные компании, имеющие возможность значительных финансовых гарантий, смогут работать более эффективно.
Наконец, Сергей Бураков, независимый эксперт в области авиаперевозок, рассказал нашему порталу, что количество агентов постепенно сокращается в первую очередь из-за перемещения продаж в Интернет. Поэтому теперь авиакомпании, стремясь сохранить свою прибыль, стремятся к уменьшению размера комиссионного вознаграждения.
«Это закономерный процесс, многие иностранные компании вообще не дают комиссию. Был период, когда «Аэрофлот» отменил комиссию, но потом ввел ее вновь. Я не думаю, что сокращение комиссионного вознаграждения серьезно повлияет на рынок. Агенты не раз переживали подобные изменения, поэтому для них это не является чем-то экстраординарным.
Между тем грамотные маркетологи в авиакомпаниях постоянно отслеживают ситуацию: если снижение комиссии вызывает резкий спад продаж, то ее вернут. Если же отрицательного эффекта не будет – оставят все как есть.
Кроме того, десятку наиболее крупных российских авиакомпаний агенты в любом случае оставят в своем ассортименте, несмотря ни на какие изменения», - объяснил эксперт.
/TOURBUS.RU
|