Депутат Государственной Думы Александр Четвериков выступил с инициативой запретить практику овербукинга российских авиакомпаний и подготовил поправки в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, - сообщает газета «Известия».
По его словам, подавляющее большинство авиакомпаний грешат тем, что продают больше билетов на рейс, чем имеется посадочных мест в авиалайнере. В связи с этим, Четвериков считает, что за отказ доставки пассажира по маршруту, указанному в билете, перевозчик должен уплачивать его 10-кратную стоимость и обязан предложить приобрести клиенту новый билет по публичной стоимости на ближайший рейс.
Этот пункт не распространяется на ситуации, когда вылет задерживается из-за неисправности судна, а также по другим обстоятельствам непреодолимой силы.
Парламентарий считает, что авиакомпания должна предоставить зарегистрированным пассажирам возможность поменяться с незарегистрированными в обмен на компенсацию. В частности, если пассажир, которому не хватило места, не хочет получить 10-кратную компенсацию билета, а желал бы улететь именно этим рейсом, он может потребовать от перевозчика оповестить зарегистрированных уже пассажиров о том, что они могут отказаться от регистрации в пользу последнего и получить вместо него компенсацию.
В случае же если пассажир все же не получил ни услуг по перевозке, ни компенсации за безосновательный отказ, с авиаперевозчика в судебном порядке могут взыскать в пользу пострадавшего штраф в размере 50-кратной стоимости билета.
Крупнейшие российские авиакомпании - «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7 – сообщили «Известиям», что не применяют практику овербукинга. При этом перевозчики не исключили, что случаи, когда пассажиру не хватило места, все же иногда бывают. «К сожалению, бывают такие случаи, но это может быть вызвано только форс-мажорными ситуациями — например, техническая неисправность одного самолета, когда пассажиров пересаживают в самолет меньшей вместимости; сломано кресло; сбой в системе регистрации и так далее», - объяснили в пресс-службе S7.
Сергей Бураков, независимый эксперт в области авиаперевозок, считает, что бороться с овербукингом бесполезно да и не нужно, и в предложенных депутатом мерах нет необходимости.
«Овербукингом грешат не только российские, но и зарубежные авиакомпании. При этом случаи, когда пассажиры не вылетают, очень редки. Овербукинг может возникнуть, если самолет был заменен на борт меньшей вместимости. В таком случае авиакомпания, как правило, отправляет пострадавших пассажиров следующим прямым рейсом или стыковочными рейсами плюс предоставляет определенные бонусы. Если же замены типа самолета не происходило, но кому-то не хватило мест, то этих пассажиров, как правило, рассаживают в бизнес-классе, который обычно недозагружен. То есть проблема овербукинга легко решаема», - объяснил эксперт.
Алексей Молоканов, генеральный директор компании Russian Charter Center, рассказал, «что овербукинг на чартерных рейсах бывает в единичных случаях, например, в пик сезона, и чаще всего из-за какой-то ошибки, недостаточного контроля. Но, в общем, такая практика не распространена, чартерные перевозчики не продают больше мест, чем есть. Сейчас загрузка чартеров достигает 100%, за редким исключением до рейсов не доходят несколько человек. Поэтому закладывать дополнительные билеты даже экономически нецелесообразно», - рассказал он.
По словам г-на Молоканова, если овербукинг все же происходит, то пассажиров, как правило, пересаживают на ближайший рейс. Эксперт также добавил, что чаще всего овербукинг характерен для бюджетных авиакомпаний, которые закладывают 1-2% билетов больше.
/TOURBUS.RU