В минувшую пятницу в столице состоялась выставка, посвященная разнообразным туристическим возможностям Московской области
26 сентября в Российском государственном университете туризма и сервиса прошла выставка «Бренды Подмосковья: известные и неизвестные». Ее открыли ректор РГУТИС Александр Федулин и член Совета Федерации Федерального собрания РФ Игорь Чернышев.
Экспозиция выставки, имевшей культурно-познавательную и просветительскую цель, рассказала о районах, городах и поселениях Московской области через предметы, являющиеся их брендами или визитными карточками. Уникальность выставки состоит в том, что наряду с пользующимися широкой известностью предметами здесь были представлены неизвестные и малораскрученные бренды, которые связаны с подмосковной землей.
Например, для Мытищ это не только водопровод и знаменитые чаепития, но и весьма колоритные куклы. Для Пушкинского района, на территории которого проходила выставка, это очень известный и весьма неоднозначный символ «Серп и молот», автором которого является живший в г. Пушкино художник Евгений Камзолкин, символика футбольного клуба «Спартак» и т. д.
Но откуда появляются, как рождаются бренды? Об этом рассказывали развернутые на выставке своеобразные мини-лаборатории: инновационный образовательный центр, центр космических услуг (проект «Ожерелье Подмосковья»), игра «Интеллектуальный отель», центр «Сервис-питание», дизайн-студия, живая картина «Чаепитие в Мытищах» и др.
Выставку завершил круглый стол, на котором начальник Управления туризма Министерства культуры Московской области Надежда Жилкина представила не только московский регион в целом (83 музея, 23 народных промысла из 34 насчитывающихся в России), но и проект, посвященный двенадцати жемчужинам, двенадцати главным туристским центрам Подмосковья.
Это Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский монастырь, Новый Иерусалим, Коломенский, Зарайский и Дмитровский кремли, Серпуховский историко-художественный музей, усадьбы Абрамцево, Мураново, Захарово, Мелихово и Дом-музей Чайковского в Клину. «Один из маршрутов, посвященных этому проекту, - «Русская Палестина» - 3 октября откроет премьер-министр Медведев», - отметила г-жа Жилкина.
Выступление проректора РГУТиС, кандидата исторических наук Михаила Юдина было посвящено основам исторического брендирования Подмосковья. Он говорил, в частности, о том, что новые бренды иногда появляются весьма неожиданно, а соответствующий мониторинг проводится далеко не всегда.
«Скажем, страусы, которых в изобилии выращивают в окрестностях Серпухова, превратились в ещё один символ этого древнего города - прямо хоть на герб вместе с павлином!» - отметил г-н Юдин. Кроме того, он рассказал о Кубинке — не как месте расположения известного танкового музея, а как о старинном центре производства... самых обычных счётов (тех самых, с костяшками), которые пользуются популярностью у иностранных туристов и со временем вполне могут стать одним из брендов Кубинки.
То, что в списке жемчужин присутствуют Абрамцево, Мураново, Мелихово и другие — замечательно, отметил он. Но почему сегодня забыто не менее «исторически насыщенное» имение известного просветителя Николая Новикова в Авдотьино близ Бронниц?
Сенатор Чернышев весьма эмоционально говорил о более прозаических вещах, с которыми постоянно сталкиваются те, кто работает в подмосковном туризме. В частности, о проблемах навигации - или, проще говоря, о том, как добраться до той или иной достопримечательности. О том, что туризму мешает отсутствие стандартизации на различных уровнях. Наконец, об отсутствии того, к чему повсеместно приучен иностранный турист - соответствующего уровня мест общего пользования. В кулуарах многими экспертами говорилось и о том, что подобные выставки должны проводиться хотя бы ежегодно.