Наши эксперты комментируют правительственную инициативу о создании единой формы договора между агентством и туристом
По информации АТОР, Министерство культуры предложило принять единую форму договора о реализации турпродукта. В постановлении министерства от 17 октября вносится дополнение в «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» - пункт 2 дополняется фразой: «Примерная форма договора о реализации туристского продукта утверждается Министерством культуры Российской Федерации».
В пояснительной записке к постановлению говорится, что оно обусловлено определенной спецификой обязанностей туроператора, агента и туриста, и делается вывод о том, что «принятие единой формы договора о реализации туристского продукта будет способствовать более эффективной защите прав туристов как потребителей услуг».
«Договор типовой и не учитывает ряд нюансов, которые могут возникнуть при продаже того или иного вида турпродукта, - говорит г-жа Ефремова, - например, круизный, образовательный туризм и т.д. Кроме того, документ больше направлен на защиту потребителя, нежели чем продавца, что, с одной стороны, закономерно, учитывая политику государства в части совершенствования отраслевого закона и связанных с ним документов. С другой стороны, защита потребителя иногда отражается в договоре рядом избыточных положений».
Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур», не видит необходимости во введении единого договора о реализации турпродукта, который «ограничивает свободу деловых взаимоотношений, что в свою очередь является нарушением Гражданского кодекса РФ (ст. 421)».
«Все виды договоров с агентами мы осуществляем в рамках своих взаимоотношений и в соответствии с действующим законом о туризме. К слову, логичнее смотрелся бы типовой договор между туроператором и турагентом, а не только цепочки агентство - турист», - сказала эксперт.
Создание единой формы для турпродукта, по мнению Александра Скрыпника, генерального директора компании «Салют Европа», невозможно, ведь «стандартизация договоров будет противоречить Гражданскому кодексу, да и учесть все детали взаимоотношений участников рынка в одном договоре будет достаточно проблематично».
Эксперт уверен, что «какая бы единая форма договора ни была утверждена, она не сможет обязать игроков рынка к кардинальному изменению своих взаимоотношений, которых в туризме, как известно, более чем достаточно».
Наконец, Сергей Зенкин, президент группы компаний «Роза Ветров», так прокомментировал нам ожидаемое нововведение: «Количество различных поправок к Закону о туризме не изменит его сути. Сегодня вся концепция турбизнеса не соответствует современному состоянию туротрасли».