Руководители крупных агентских сетей, а также представители независимых агентств обсуждают, как кризис изменит рынок туристический розницы
В рамках вчерашней пресс-конференции Рашад Мамедов, владелец сети турагентств TBS Group, а теперь еще и сетей «1001 Тур» и «Мастер отдыха», высказал мнение о том, что в декабре этого года количество независимых турагентств в России сократится примерно на 10%.
«Мне каждый день поступают звонки с предложениями купить то или иное турагентство. Однако говорить о глобальном кризисе турагентского рынка, на мой взгляд, преждевременно», - заявил он. По мнению г-на Мамедова, одной из важнейших составляющих успеха в туристическом бизнесе является высококлассный сервис.
Сергей Кулько, руководитель Сети Туристических Бюро «Спутник», согласен с тем, что в ближайшее время количество агентств на рынке сократится.
«В том, что количество агентств и других участников рынка уменьшится – в этом у меня сомнений нет, однако насколько – спрогнозировать сложно, так как на данный момент неясно, как быстро восстановится спрос, когда стабилизируется курс валют, будут ли новые банкротства туроператоров и как вообще будет развиваться ситуация. Но, судя по настроениям в туристической среде, рынок покинет более 10% агентств», - считает он.
Эксперт согласился с Рашадом Мамедовым, что профессионализм, ответственность, а также высокое качество предоставляемых услуг и дополнительные сервисы – это то, чем должны в первую очередь руководствоваться агентства, чтобы выжить в этот сложный для отрасли период.
Сергей Кулько предположил, что с рынка в первую очередь начнут уходить непрофессионалы, новички, не успевшие наработать достаточный объем лояльных клиентов, возможно, и агентства, владельцы которых занимаются другим бизнесом, а туристический является далеко не основным.
«При этом уверен, что сильные, устойчивые турагентства чувствуют себя сейчас достаточно уверенно и с оптимизмом ждут перемен», - сказал он.
«Уверен, что в будущем на рынке продолжат работать как сетевые, так и независимые агентства. Сетевым агентствам, как мне видится, переживать период нестабильности проще. У них есть определенные преференции в работе с операторами, поддержка управляющей компании и оптимизация рабочих процессов, что делает их доходность выше. Да и потребитель, на мой взгляд, стал больше доверять брендам», - полагает г-н Кулько.
По мнению Софьи Рисовой, генерального директора турагентства «Флейм Трэвел», этот зимний сезон будет одним из самых тяжелых как для туроператорского, так и для агентского рынка.
По ее словам, «спрос сильно сократился из-за нестабильной ситуации в стране, в туризме и фактического сокращения доходов россиян в валюте. Результаты мы видим уже сегодня - предложения туроператоров по многим направлениям, где заявлена чартерная перевозка, уже сейчас превышают спрос (особенно заметно это на направлениях Вьетнам, Таиланд, Мексика, Индонезия, Индия). Как реакция - ждем дальнейшее сокращение чартерных программ по зимним направлениям».
«Думаю, что по итогам сезона выживут сильнейшие, то есть те, у кого есть солидная база постоянных клиентов, кто способен адаптироваться к окружающей ситуации, кто грамотно ведет финансовую политику», - уверена собеседница.
Владимир Кулешов, генеральный директор компании «ХотТурист», напротив, заявил о том, что «ситуация развивается так, что активность наших туристов не падает, а даже растет. Мы заметили рост продаж по Европе, а также на фоне краха большего числа операторских компаний в Санкт-Петербурге увеличилось число обращений к нам от клиентов из Северной столицы».
Г-н Кулешов не прогнозирует сокращение туррынка в условиях сегодняшней финансово-политической ситуации. «Напротив, наши клиенты говорят о том, что готовы тратить последние деньги во впечатления и отдых, а делать банковские накопления сейчас бессмысленно», - объяснил он.
Отвечая на вопрос, какие агентства этой зимой будут находиться в зоне риска, эксперт отметил, что все зависит от грамотного менеджмента, а не от того, является ли агентство сетевым или независимым. «Однако если сетевые агентства подошли к кризису с не очень устойчивой финансовой историй, то удержаться на плаву им будет куда сложнее, чем независимым мелким агентствам», - подчеркнул он.
Наконец, Александр Скрыпник, генеральный директор компании «Салют Европа», считает, что «для агентского рынка зима предстоит тяжелая. На фоне снижения потока туристов и повышенному вниманию туристов к дешевым турам доходы агентств значительно снизятся.
Немного порадуют агентства горнолыжные туры, так как горнолыжники – это люди увлеченные, которые поедут на отдых в любом случае, но ценовой сегмент все равно снижается. Туристы будут брать более дешевые туры, в приоритетах будут апартаменты. Следовательно, доходы агентов упадут и не все доживут до весны».
По прогнозам эксперта, агентский рынок этой зимой сократится минимум на 50%, при этом его будут покидать в первую очередь агентства, расположенные в городах с населением не более 200 тысяч человек и имеющие градообразующие предприятия. Или же агентства в таких городах начнут объединяться, но это маловероятно из-за человеческого фактора. Также, по мнению собеседника, велика вероятность ухода с рынка агентств, у которых нет постоянных корпоративных клиентов.