03 декабря
Старейший туроператор Новосибирска «Акрис» прекратил работу
Эксперты комментируют причины и последствия фактического банкротства одного из крупнейших и заслуженных региональных туроператоров
Ведущий и старейший туроператор Новосибирска - "Акрис" - сегодня официально сообщил на своем сайте о невозможности выполнения обязательств перед партнерами и клиентами по заключенным договорам. По данным РСТ, компания "Акрис" была создана супругами Владимиром и Светланой Коуровыми в 1991 году. Практически ежегодно туроператор получал различные награды за свою деятельность, неоднократно признавался лучшей туристической организацией Новосибирской области и входил в правление РСТ, а также в наблюдательный совет ассоциации «Турпомощь».
Как сообщает сегодня электронная газета RATA-News, «возникшие в последнее время проблемы директор компании Владимир Коуров объясняет сильнейшим падением спроса на фоне резкого и непредвиденного роста курса валют и общей экономической ситуацией, а также демпингом на туристическом рынке, что уже довольно долгое время не давало возможности работать с прибылью».
Как сообщила сегодня «Интерфаксу» пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, "за рубежом, в 10 странах, сейчас находятся 164 клиента "Акриса", большинство из них - в Таиланде, Вьетнаме и Чехии. Из них 12 человек сегодня возвращаются в Новосибирск из Вьетнама, Китая и Таиланда, их перелет оплачен". "Как утверждает директор компании Владимир Коуров, у 25 отдыхающих за границей туристов обратные билеты не оплачены, но они должны быть вывезены за счет депозитов туроператора, которые находятся на счетах авиакомпаний "Сибирь", "Норд Винд", "Икар", "ЮТэйр", - добавила пресс-секретарь РСТ.
По словам Ирины Тюриной, 706 человек купили у "Акриса" турпакеты и авиабилеты за рубеж с вылетами с 4 декабря - в основном на декабрь, Новый год и зимние каникулы, но есть отдельные продажи вплоть до апреля. Блоки мест оплачены туроператором до 13 декабря включительно. По некоторым странам оплачены и отели. В целом по наземным услугам ситуация различная - где-то они оплачены полностью, где-то частично, а где-то не оплачены. В России отдыхают сейчас 27 клиентов компании, их путевки оплачены. Еще 538 человек забронировали гостиницы в различных регионах на ближайшее время.
В настоящее время туроператор представлен на рынке двумя юридическими лицами - ЗАО "Акрис трэвел" и ЗАО "Акрис-Интурист". Ответственность каждого из них застрахована в компании "Либерти Страхование" на общую сумму 60 млн рублей, срок действия гарантии - до 31 мая 2015 г.
«Есть некий объем обязательств по будущим бронированиям, по людям, которые еще не улетели, которые мы не можем сейчас исполнить. Но здесь ситуация такая - законодательно определен механизм финансового обеспечения, так называемых финансовых гарантий. Так вот, общий объем финансовых гарантий у нас 60 миллионов рублей, - сообщил сегодня Владимир Коуров в интервью порталу «Сибкрай.ру». - Этого с лихвой хватает, по нашим подсчетам, на то, чтобы возместить всем туристам те расходы, которые мы не можем предоставить».
Отметим также, что сегодня замруководителя ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко заявил, что его объединение не будет принимать участия в возвращении клиентов "Акриса". "Наша помощь не понадобится. Мы говорили с Владимиром Коуровым, он подтвердил, что у всех туристов компании, сейчас находящихся за рубежом, есть обратные билеты", - сообщил г-н Осауленко.
Татьяна Петренко, генеральный директор новосибирского туроператора «Аэро-Лайн», в беседе с нами отметила, что приостановка деятельности компании «Акрис» негативно отразится на имидже всего туристического рынка. «Причины, по которым «Акрис» объявил о прекращении деятельности, очевидны. Проблемы появились не внезапно, туроператору не хватило «финансовой подушки», и он не смог справиться с чартерной программой», - сказала она.
«Сложно прогнозировать, как с уходом «Акриса» изменится сибирский туррынок. Сейчас, в связи с нестабильной политико-экономической ситуацией, уверена, что никто не «потирает руки», надеясь заполнить нишу «Акриса» и переманить его клиентов», - добавила эксперт.
Она также призналась, что для большинства игроков местного туррынка сообщение о приостановке деятельности «Акриса» стало неожиданностью. «Туроператор очень хорошо себя проявлял, активно занимался как выездным, как и внутренним туризмом, делал акцент на качестве обслуживания. Знаю, что турагентствам было приятно с ним работать. А совсем недавно «Акрис» провел ряд семинаров, презентовал свои новые программы, заявив тем самым о своей стабильности и планах на будущее…», - рассказала Татьяна Петренко.
В свою очередь, Лилия Ковалень, старший менеджер новосибирской компании «Эль-Нат», так прокомментировала нам уход с рынка компании «Акрис»: «Думаю, что на фоне кризисной ситуации на туррынке банкротство «Акриса» не станет критичным и глобально не ухудшит нынешнюю ситуацию. Объемы этой компании не сравнимы с объемами столичных компаний, фингарантий хватит, потому поводов для беспокойства нет».
«Безусловно, нам очень жаль расставаться с этой компанией, - продолжает эксперт. - Сотрудничество с ней нас полностью устраивало. Однако компания, которая работала на рынке с 1991 года, за это время успела накопить не только опыт, но и, вероятно, долги. Туроператор пережил кризисы 1998 и 2008 года, а вот нынешний стал для него, увы, роковым».
Наконец, Ольга Тимохина, исполнительный директор сибирской туристической компании «Бюро путешествий «Гран-Тур», так прокомментировала уход с рынка туроператора «Акрис»: «Фирма «Акрис» - это пример образцового ведения бизнеса с точки зрения структуры и организации компании. Но, к сожалению, руководство не захотело принять изменившиеся в 2008 году условия на региональном рынке. Одновременно со всемирным кризисом на наш рынок пришли федеральные туроператоры. Конкурировать со столичными компаниями - большая смелость.
Можно остаться оператором, выбрав другой путь, другие направления, без блоков мест, но тогда неизбежно потеряешь в объемах, зато избежишь финансовых рисков. Массовый туризм развивался с тех пор в условиях демпинга и значительного превышения предложений над спросом. Сейчас операторы вынужденно стали корректировать объемы. И это правильно. Остановка продаж из-за роста курса и, как следствие, остановка притока денег - это уже последняя точка».
/TOURBUS.RU
|