Руководители компании «Випсервис» и проекта Biletix провели пресс-конференцию, посвященную состоянию и перспективам российской онлайн-трэвел-индустрии
«Мы не ожидали, что этот год будет таким сложным для туриндустрии. Если прошлый год был достаточно успешным как для туроператоров, так и для онлайн-трэвел-агентств, то в этом году ситуация совсем иная», - заявил Дмитрий Горин, генеральный директор компании «Випсервис» на встрече с журналистами, состоявшейся в рамках международной конференции E-travel, которая прошла 4-5 декабря в гостинице «Аэростар».
По статистике Всемирной туристической организации, в 2012 году за рубежом отдохнуло 14 млн российских туристов, в 2013 году – 16 млн, а в этом году, согласно позитивным прогнозам, он должен был достичь 18 млн.
«Но реальность такова, что турпоток за рубеж значительно снизился, и по итогам года, скорее всего, продемонстрирует цифру в 11 млн человек. Отечественный туррынок испытал глобальные потрясения сначала от туроператорских банкротств, потом от валютных колебаний, и сейчас туристы заняли выжидательную позицию», - констатировал Дмитрий Горин.
Этот год был вообще «богат» на события, которые повлияли на развитие всей российской туротрасли. Среди тех, которые изменили рынок онлайн-трэвел, Александр Сизинцев, руководитель онлайн-трэвел-агентства Biletix, выделил запуск российского лоукостера «Победа», принятие закона о невозвратных авиабилетах и закона о персональных данных, предложение по созданию национальных систем бронирования авиабилетов и отелей. Этот год также запомнился запретом на выезд за рубеж работников силовых структур и в целом ознаменовался общеполитическим курсом на внутренний туризм.
По словам эксперта, внутренние авиаперелеты в этом году стали вытеснять международные. «По итогам года продажи зарубежных перевозок выросли на 7% (причем это произошло за счет более дешевых билетов в Египет, тогда как европейские направления показали спад), а продажи внутренних перевозок увеличились на 19%, что произошло в основном за счет Крыма и Сочи.
Симферополь стал в нашей компании абсолютным лидером продаж, причем до сих пор это направление пользуется огромной популярностью. Если в прошлом году топ-3 самых популярных новогодних направлений выглядел так: Мюнхен, Барселона, Бангкок, то в этом году первое место занимает Симферополь, затем идет Барселона и после – Тбилиси», - рассказал г-н Сизинцев.
Он отметил и другие тенденции, характерные для рынка онлайн-туризма в этом году. В частности, стало очевидно стремление клиентов экономить - наибольшим спросом пользовались авиабилеты до 10 тысяч рублей. Сократилась глубина продаж: если в первом полугодии она составляла 22,8 дня, то во втором уже 17,6 дня.
Средняя стоимость авиабилетов зарубежных авиакомпаний за год увеличилась на 15% (с 12,6 тыс. до 14,5 тыс.), а российских – всего на 4,9% (с 8,7 тыс. до 9,2 тыс.). Однако, по словам Дмитрия Горина, цены на авиабилеты отечественных перевозчиков также будут повышаться. Он объяснил, что пока наши авиакомпании не меняют тарифы, однако эта ситуация изменится, когда придет время лизинговых платежей. «Внутренние тарифы вряд ли увеличатся в первом полугодии, скорее всего, это произойдет во второй половине года. По нашим прогнозам, цены вырастут примерно на 10%», - сказал он.
Говоря о том, как в нынешних условиях чувствует себя рынок онлайн-трэвел-агентств, Александр Сизинцев отметил, что рост продаж внутренних авиаперевозок приводит к снижению маржинальности ОТА. Банкротства туроператоров, которые, казалось бы, должны были сыграть «на руку» онлайн-агентствам, принесли, по мнению эксперта, больше минусов, чем плюсов.
«Это как палка о двух концах: с одной стороны, клиенты стали меньше доверять туроператорам, и часть из них перешла в разряд самостоятельных путешественников. Это плюс для ОТА. Но с другой стороны, разорения турфирм посеяли общую панику на рынке, которая негативно сказалась на всех игроках, в частности, на онлайн-агентствах. Кроме того, банкротства серьезно усложнили продажу чартеров, из-за чего ОТА, продающие данный продукт, понесли реальные потери», - объяснил г-н Сизинцев.
По свидетельству специалиста, сейчас онлайн-трэвел-агентствам живется не так-то просто: им приходится конкурировать с авиакомпаниями, которые все активнее развивают собственные онлайн-продажи. Кроме того, авиакомпании сокращают комиссии, что снижает доходность ОТА. На метапоисковиках – одном из основных каналов продаж – зарабатывать онлайн-агентствам становится все сложнее. В силу этих и ряда других факторов, рынок ОТА в ближайшие годы будет консолидироваться.
«В ближайшем будущем мелкие игроки будут отсеиваться, а из 15-20 крупных игроков останется около 10, но они будут показывать уверенный рост. Сам рынок онлайн-трэвел, по моим прогнозам, вырастет процентов на 10», - полагает Александр Сизинцев.
Добавим, что, несмотря на все кризисные явления, по итогам года показатели «Випсервиса» увеличились: оборот вырос на 28,2% и достиг 71,4 млрд рублей, а количество проданных билетов увеличилось с 9,1 млн до 10,9 млн (+20%).
/TOURBUS.RU