Ознаменовавшие 2014 год проблемы на российском туррынке, похоже, мобилизуют Китай на привлечение внимания туристов из России – причем не только к традиционно популярным у них дестинациям, но и к направлениям совершенно новым. Среди них и Шеньчжень – город с более чем 10 миллионами жителей, но всего лишь с 30-летней историей.
Каждый шеньчженец с воодушевлением вам расскажет, как в 1978 году тогдашний лидер КНР Дэн Саяопин, грандиозная статуя которого венчает смотровую площадку в центральном городском парке Ляньхуашань, осмотрев небольшую рыбацкую деревушку на юге провинции Гуандун, уверенно заявил: мы создадим тут мощный промышленный и культурный центр, наш замечательный Шеньчжень – первую в стране свободную экономическую зону, город, к которому будут стекаться и туристы, и рабочая сила со всей планеты.
И ведь создали. Сегодня гигантский Шеньчжень, город в дельте Жемчужной реки, на побережье Южно-Китайского моря, стоящий, подобно Москве, на 7 холмах, тянется с запада на восток на 81 километр, а с севера на юг – на 11 километров. Свой международный аэропорт имеет с 2013 года. Впрочем, россиянам сюда лучше добираться через Гонконг, в который из Моcквы летают и Cathay Pacific, и "Аэрофлот", и S7. Шеньчжень занимает первое место в стране по ВВП на душу населения.
Здесь построили свои заводы и фабрики крупнейшие в Китае международные производители техники, в том числе, например, фирма Huawei (телекоммуникационное оборудование), работают офисы основных банков страны, крупнейшие фондовые биржи. Шеньчжень считается во многом космополитичным городом: ведь на всех этих предприятиях, во всех фирмах трудятся специалисты из разных стран, в том числе и из России – производят что угодно, включая айпады. Вот бы еще экскурсии на эти предприятия для любознательных туристов наладить! Эта идея, кстати, заинтересовала китайских товарищей.
Парк Ляньхуашань – любимое место отдыха и для местных жителей, и для гостей. Здесь есть и тенистые аллеи, и прекрасные панорамы, и даже творческие мастерские под открытым небом: можно, например, наблюдать, как старец-поэт с помощь особой кисти пишет свои стихи водой прямо на парковых плитах, а они, подсыхая, испаряются. Впрочем, шеньчженьский «монмартр» – это, скорее, улица искусств Дафен, которую тут еще называют Деревней живописи маслом. Масляные (или в иных техниках выполненные) копии всех великих – от Ван Гога до Дали – и собственные работы выполняют тут местные мастера кисти, похоже, с утра до ночи, прямо на глазах у потенциальных покупателей, удивляя их то непосредственностью трактовки оригинала, то самобытностью собственной творческой фантазии.
Закупившись в Дафене оригинальными офортами и репродукциями, путешественники могут отправиться в торговый центр Happy Harbour City, чтобы пополнить тут свои саквояжи аутентичными китайскими товарами (впрочем, за брендами, как нам тут объяснили, лучше ехать в Гонконг, где они и дешевле, и качественнее).
Ну, а вторую половину дня и вечер, наверное, следует провести на огромной развлекательной территории, где объединены парк «Великолепный Китай» и Этно-культурная китайская деревня. Первый – это фактически антология всех наиболее значимых памятников истории и культуры на территории КНР, выполненных тут в виде копий и миниатюр. А вторая вживую представляет гостям фольклорные традиции множества населяющих страну народностей. Здесь же по вечерам проходит и традиционное китайское шоу Chinese Dragon – Phoenix Dance, в котором собрано все, чем отличаются такие китайские представления: от водных феерий, световых эффектов и огнедышащих драконов до уникально пластичных массовых танцевальных номеров.
«Становится Шеньчжень уже и городом популярных культурных ивентов: в нем проходят Месяц чтения, Фестиваль туризма, Фестиваль личи, Фестиваль Большого театра Шеньчженя и даже Фестиваль обливания водой, - рассказал Чен Минли, руководитель секции туризма Шеньчженьского муниципального бюро культуры, спорта и туризма. – На территорию здешнего залива приезжают позаниматься серфингом и виндсерфингом, греблей на каноэ. Причем это не только наши соотечественники, но и гости из других стран».
А еще это современная столица китайских шахмат: только школьников, увлекающих древней и мудрой игрой, в городе не меньше 200 тысяч. Интересный факт: русский язык учат сейчас в детсадах и школах 8 тысяч юных шеньчженьцев. А ведь средний возраст жителей Шеньчженя – 29 лет, что, впрочем, не удивительно для города с всего лишь 30-летней историей.
Пока основной турпоток в Шеньчжень – из Малайзии, Индонезии, Японии и Южной Кореи. Но россияне вполне могут через какое-то время составить конкуренцию гостям из этих стран. За электроникой и ювелирными изделиями они, по крайней мере, приезжают уже все чаще.