Темы, поднятые в этом году на международной конференции E-Travel, состоявшейся в конце прошлой недели в московской гостинице «Аэростар», в этом году были особенно актуальны. Банкротства туроператоров заставили многих россиян не только задуматься о самостоятельных путешествиях и подвигли определенную часть туристов отказаться от пакетных туров и начать самим организовывать свой отдых с помощью разнообразных онлайн-сервисов.
Федор Егоров, директор департамента направления «Отели» онлайн-трэвел-агентства DaTravel, рассказал, что «начиная с лета мы зафиксировали увеличение количества клиентов, которые впервые в жизни бронировали услуги в онлайне. Это было видно по тем вопросам, которые они задавали нашей службе поддержки. Таким образом, можно говорить о том, что часть людей пересмотрели свое отношение к отдыху в пользу самостоятельных путешествий».
Тем не менее «переток» офлайн-туристов в онлайн был невелик. «Число переориентировавшихся туристов оценить сложно, но, по моим ощущениям, это не более 5-10% рынка», - отметил Александр Сизинцев, генеральный директор компании Biletix.
По статистике, наиболее популярной из трэвел-услуг, которые наши граждане покупают в сети, являются авиабилеты. И если авиабилеты на регулярные рейсы были востребованы у туристов, то продажа чартеров онлайн показала отрицательную динамику, - констатировали руководители ОТА.
Павел Малышев, генеральный директор компании «Чабука», онлайн-сервиса по бронированию чартерных авиабилетов, подтвердил, что на рынке сейчас наблюдается спад, вызванный сезонностью, снижением спроса из-за резкого курса валют, а также стоимостью билетов на регулярные рейсы (они зачастую дешевле, чем чартеры).
Сервисы по онлайн-бронированию экскурсий между тем чувствуют себя достаточно стабильно. «Мы не фиксируем падения продаж, но есть замедление темпов роста. Можем также отметить, что в последнее время туристы все чаще переориентируются с международных направлений на внутренние – спросом пользуется Москва, Санкт-Петербург, Казань, а также города ближнего зарубежья», - рассказал Кирилл Сермягин, генеральный директор компании Excursiopedia.
Тот факт, что популярность внутреннего туризма в ближайшем будущем будет активно набирать обороты, отметили и другие участники рынка. «Россияне все больше будут путешествовать по родной стране, причем самостоятельно. В связи с этим я ожидаю усиление конкуренции за места в отелях между туроператорами и ОТА», - спрогнозировал Федор Егоров.
Еще одну тенденцию года – снижение среднего чека – отметил Дмитрий Яковлев, генеральный директор компании OZON.Travel. При этом он заявил, что «у нас рост продаж даже выше, чем планировали. Да, изменилась структура рынка, что-то «просело», но в целом сильных угроз на данный момент мы не видим».
Довольны показателями ОТА OneTwoTrip. «Мы выросли, хотя в последние три месяца рост замедлился», - рассказал Михаил Соколов, управляющий директор компании. Следующий год, по его словам, будет очень сложным.
Эксперт прогнозирует, что в 2015 году рост ОТА будет возможен за счет «отъедания» рынка от конкурентов. Онлайн-трэвел-агентства продолжат демпинговать на метапоисковиках, и вполне возможно повторение истории, которая произошла с онлайн-агентством Eviterra.
«Новые игроки вряд ли придут в Россию в следующем году, так как Россия – это большой «риск-фактор». По неофициальной информации, некоторые западные игроки, которые думали о выходе на российский рынок, отказались от этой идеи», - рассказал г-н Соколов.
Роман Лебедев, исполнительный директор агентства «Синдбад», в свою очередь, полагает, что в 2015 году внешние факторы будут сильнее влиять на рынок, нежели «внутривидовая борьба» между ОТА. «Следующий год будет одним из наиболее тяжелых для туриндустрии, особенно его первый квартал. Кто сумеет это пережить – смогут и в дальнейшем адаптироваться», - заявил он.
Добавим, что, по прогнозам исследовательского агентства Data Insight, при нейтральном сценарии в следующем году онлайн-продажи туристических продуктов вырастут на 40-50% в рублях. Рост будет возможен за счет продолжающейся миграции клиентов из офлайна в онлайн, а также за счет увеличения рублевого среднего чека. При этом при повторении сценария 2009 года, когда количество поездок снизилось на 15-25%, рост онлайн-продаж замедлится до 20% в рублях.
/TOURBUS.RU