Эксперты нашего портала рассказали, активизировал ли кризис продажу турагентств и есть ли сегодня желающие купить подобный бизнес на падающем рынке
Кризис в экономике заставляет владельцев мелкого бизнеса задуматься о его продаже. Согласно статистике сайта бесплатных объявлений Avito.ru, которую приводит «РБК», количество желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы.
В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. При этом, по данным Avito, число активных объявлений на сайте с начала 2013 года выросло в три раза: с 7,927 млн в январе 2013 года до 24,48 млн в декабре 2014-го.
Эксперты отмечают – желание избавиться от бизнеса связано с общим ухудшением предпринимательского климата в России. При этом владельцам турфирм приходится еще сложнее, ведь, помимо общеэкономического кризиса, на них еще влияет кризис в отрасли.
Однако продать свои активы в нынешних реалиях – непростая задача. «Турбизнес сейчас продать сложнее всего – это очевидно. Люди сейчас предпочитают сами бронировать билеты, а не пользоваться услугами посредников», - считает коммерческий директор агентства по продаже бизнеса «Ваша фирма» Александр Кузуб.
Александр Преображенский, генеральный директор сети турагентств «Магазин путешествий», подтвердил нашему порталу, что в последнее время выросло число желающих продать турфирму.
«Турфирмы пытаются продать всегда, не только в кризис. Но сейчас, действительно, этот процесс стал более явным, выросло число соответствующих объявлений на специализированных сайтах. Кроме того, в последнее время меня несколько раз привлекали юристы из «Персоны Грата» для оценки реальной стоимости турагентств», - рассказал эксперт.
По его словам, в 90% случаев выставляемые на продажу турфирмы не вызывают никакого интереса у покупателей. «Платить просто не за что – помещение арендованное, имущество (мебель, компьютеры) – никому не нужно, клиентская база не наработана, достойных кадров тоже нет», - объяснил эксперт.
Но иногда все-таки турфирмы покупают. «Покупают, если видна динамика бизнеса, есть гарантированные клиенты, а также ради удобного месторасположения», - сказал г-н Преображенский. Находятся и те, кто сейчас скупает падающие активы, но не с целью вложиться в них, а с расчетом в будущем выгодно перепродать.
Сергей Самохвалов, директор по развитию сети турагентств «Глобал-Трэвел», также рассказал, что сейчас выставлено на продажу достаточно большое количество турагентств, однако спроса на них нет.
«Если раньше были желающие купить готовый бизнес, то на данный момент никто не заинтересован в приобретении турагентства. Из-за того, что спрос на туры упал по всем направлениям, в туристический бизнес вкладываться сейчас невыгодно», - констатировал собеседник.
Наконец, Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон», не согласился с тем, что сейчас активизировался процесс продажи турфирм. «Хороший бизнес никто продавать не будет, а плохой – никто никогда не купит», - считает он.
По его словам, на туристическом рынке Юга России сделок по продаже турагентств нет. «За последнее время в Краснодаре закрылось около 180 турагентств, а в Ростове-на-Дону – около 150. Это небольшие фирмы, где работает пара-тройка человек, которые на время разошлись по домам, а весной, скорее всего, возобновят свою деятельность. Но о продаже агентств речь не идет, так как продавать, по сути, нечего», - прокомментировал эксперт.
/TOURBUS.RU