19 августа
Что будет с «Трансаэро»?
Наши эксперты прогнозируют будущее одной из крупнейших отечественных компаний на фоне информации о нежелании банков-кредиторов реструктурировать многомиллиардные долги компании
Авиакомпания «Трансаэро» обратилась к властям с просьбой о содействии в переговорах с кредиторами, - сообщает АТОР.
По информации газеты «Ведомости», еще в конце июля первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров написал письмо замминистра транспорта Валерию Окулову и попросил поддержать продление «долговых каникул» Сбербанком, ВТБ и ВБРР («дочка» «Роснефти»). Как сказано в письме, из списка «банков-кредиторов» именно эти банки не согласны реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании, что влечет за собой «серьезную угрозу деятельности авиакомпании».
На конец марта чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 млрд руб., и Столяров предлагает «инициировать» реструктуризацию всеми госбанками долгов авиакомпании на семь лет.
В конце прошлой недели «Трансаэро» также распространила пресс-релиз, в котором сообщалось об ускорении авиаперевозчиком темпов погашения долгов. «Несмотря на рост процентных ставок и снижение курса рубля, «Трансаэро» продолжает выполнять обязательства перед банками-кредиторами. Суммарные платежи банкам за семь месяцев 2015 года превысили 12,5 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Хотя на банковские платежи ушел каждый шестой рубль выручки компании, «Трансаэро» полностью обслуживает процентные обязательства во всех банках», – говорится в сообщении.
В Минтрансе «Ведомостям» сообщили, что письмо «Трансаэро» рассматривается. Между тем, недавно Минэкономразвития выступил с инициативой отказаться от адресной поддержки авиакомпаний. От этом говорится в подготовленном министерством анализе тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы. В МЭР пришли к выводу, что кризис 2008 года в отрасли не завершен, перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность.
Так, по данным Минэкономики, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Россия») по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала 2015 года – уже 18 млрд руб. Анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине года текущего соотношение долг/EBITDA составляет более шести (при допустимом максимуме 3,5), а долг перед банками только двух авиакомпаний, входящих в пятерку, свыше 150 млрд руб. Исходя из отчетности по МСФО, это «Трансаэро» и «ЮТэйр».
В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников». В пример приводится кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.
При этом, как отмечает АТОР, финансовые трудности сейчас испытывают все российские авиакомпании. На фоне сокращения ранее наиболее прибыльных международных направлений перевозчики терпят серьезные убытки, а аналитики говорят о кризисе в отрасли.
Так, например, недавно авиакомпания «Аэрофлот» предложила туроператорам выбрать направления для установления на них «туроператорского тарифа». Этот, безусловно, позитивный шаг эксперты также объяснили отчасти снижением загрузки на международных направлениях. По оценкам аналитиков, в текущем сезоне доля внешних авиаперевозок в общем объеме сократилась по сравнению с летом прошлого года с 68% до 46 %.
О существовании проблем с загрузкой говорит и тот факт, что многие иностранные перевозчики спешно покидают российские маршруты, - считают в АТОР.
«Трансаэро» - очень крупный игрок на российском авиационном рынке, и невозможно, чтобы государство не замечало его проблем и не принимало никаких решений, связанных с его финансовым состоянием, - уверен Кирилл Фаминский, генеральный директор авиабилетного агентства Pososhok. - Поэтому, скорее всего, громкого банкротства не будет. В случае серьезной угрозы невыплаты долгов, государство действительно может помочь в переговорах с кредиторами, поставив какие-то условия, например смену собственников».
«В любом случае уход «Трансаэро» с рынка будет являться самой крайней мерой, когда все остальные решения уже будут исчерпаны, так как этот уход может стать плохим прецедентом для других авиакомпаний в сложном финансовом положении. А риск монополизации рынка существенно возрастет, что затормозит развитие гражданской авиации в России», - считает эксперт.
«Если «Трансаэро» покинет рынок, это вызовет большой коллапс на рынке авиаперевозок в России, - заявил, в свою очередь, Арам Антонян, генеральный директор компании «Болеро Тур». – «Трансаэро» - очень крупный игрок, и я уверен, что ему не дадут уйти с рынка. Другой вопрос - почему перевозчик пользуется этим? Я не знаю внутренних процессов, происходящих в авиакомпании, но могу предположить, что проблемы вызваны, в частности, жутким менеджментом компании, плохой финансовой системой.
Серьезные проблемы начались у перевозчика после того, как он не смог поднимать большие объемы за счет крупных туроператоров. Но ведь есть выход из сложившейся ситуации - например, отказаться от убыточных направлений».
«Если компания ведет непрозрачный бизнес, то рано или поздно ее ждет крах. Но, несмотря на многие отрицательные моменты, уход «Трансаэро» с рынка крайне нежелателен. Те же «Аэрофлот» и S7 просто не выдержат переориентированного на них потока. Нас же в этом случае ждет повышение тарифов и другие малоприятные моменты», - заключил наш эксперт.
/TOURBUS.RU
|