Рынок онлайн-трэвел, являясь частью всего туристического рынка, подвержен влиянию негативных явлений в российской экономике. Однако по мнению председателя совета директоров компании Infomost Consulting Бориса Рыбака, онлайн, несмотря ни на что, ждет светлое будущее. «Люди, которые путешествуют за границу один раз в год в отпуск, нуждаются в турагентстве. Людям, которые ездят за границу каждый месяц, – нет. А онлайн нужен всем. Если где-то есть интересные перспективы развития, то именно здесь», - считает эксперт.
Интеграция онлайна и офлайна продолжается, однако важно учитывать масштаб нашей страны и осознавать, что широкое развитие интернет-технологии получили далеко не везде. «У нас в офисе до сих пор стоит факс, потому что некоторые региональные гостиницы и туристические объекты до сих пор не работают с другими средствами коммуникации», - рассказал генеральный директор Intourist Thomas Cook Леонид Мармер.
По словам Владимира Проскурина, BSP-менеджера IATA, турагентский рынок под влиянием конкуренции меняется, идет процесс консолидации, очевидно движение в сторону онлайна. Однако потребители, которые делают выбор в пользу ОТА, больше доверяют тем, у кого есть офлайн-офис. «В будущем турагентства никуда не исчезнут, однако уже меняется уровень сервиса и направления их деятельности», - прогнозирует г-н Проскурин. «Для клиента не так важна сама услуга, как то, как ее предоставляет агентство», - согласен руководитель группы IT-проектов Amadeus Грач Мурадян.
Дискуссия о будущем отрасли получилась живой и злобнодевной. Повышать качества сервиса, внедрять новые инструменты продаж, сделать упор на инновации, диверсифицировать бизнес – такие советы аудитории дали участники конференции.
Не менее интересным оказалось обсуждение, посвященное динамическому пакетированию турпродуктов. Если еще несколько лет эксперты относились к этой теме скептично, то за минувший год перспективы данного сегмента стали намного очевиднее. Так, по данным PhoCusWright за июль этого года, 33% российских туристов покупают турпакеты в интернете, а 19% - приобретают в сети «билет + отель» (за единую цену). Согласно той же статистике, примерно половина (58%) наших граждан покупают турпакеты офлайн, а 42% - онлайн (через ОТА, поисковые системы, на сайтах ТО и ТА).
«Сейчас туроператоры и онлайн-агентства находятся на одной ступени. ОТА пора становиться туроператорами, а туроператорам – выходить в онлайн», - прокомментировал Валентин Ведякин, руководитель коммерческого отдела региона Центральной, Восточной и Южной Европы подразделения Traveltainment – The Amadeus Leisure Group. Он также презентовал на конференции разработанную Amadeus IT-платформу динамического пакетирования dynamiх.
Актуальная тема в кризисные времена – на чем и как зарабатывать. Выход для онлайн-агентств – продажа дополнительных услуг, конверсия которых, как известно, достаточно высока. Как рассказал Николай Филатов, генеральный директор ОТА Go2see, «нам выгоднее в момент покупки авиабилета продавать дополнительные услуги – на них приходится 30-40% нашего дохода». При этом ряд метапоисковиков запретили агентствам предлагать дополнительные услуги на своих сайтах. Как объяснил PR-директор Aviasales Янис Дзенис, «мы ввели это правило около полугода назад с целью повысить нашу репутацию в глазах пользователей».
Еще одна тема, которая, как в случае с динамическими пакетами, воспринималась участниками рынка с недоверием, в этом году зазвучала по-новому. Речь идет о мобильных технологиях в туризме. «Это глобальный мега-тренд, который глупо игнорировать», - считает СEO Onetwotrip Михаил Соколов. Сейчас доля продаж Onetwotrip через мобильное приложение составляет около 10%, но в компании фиксируют активный рост. Лидер рынка по этому показателю – «Связной Трэвел». По словам коммерческого директора компании Андрея Осинцева, уже половина продаж агентства приходится либо на мобильную версию сайта, либо на мобильное приложение.
Напомним, что организатором 3-й международной конференции Online Travel 3.0 выступила компания ATO Events. В этом году в мероприятии приняли участие более 220 профессионалов индустрии e-travel.
/TOURBUS.RU
Более подробные материалы с конференции читайте в ближайших номерах журнала «Турбизнес»