23 октября
Владислав Филев: «Я проснулся в полчетвертого ночи и сказал жене: «Мы полезем в эту кашу»
Новый потенциальный владелец компании «Трансаэро» рассказал, почему было принято решение купить авиакомпанию и что теперь будет с обанкротившемся авиаперевозчиком
Газета «Коммерсант» опубликовала большое интервью с совладельцем авиакомпании «Сибирь» (S7) Владиславом Филевым, в котором он откровенно рассказал, почему было принято решение купить «Трансаэро», на чью поддержку рассчитывает покупатель и что собирается делать с фактически обанкротившимся перевозчиком.
По словам г-на Филева, «к сделке нас подталкивали со многих сторон, и я длительное время сопротивлялся. Да, появлялось много информации о неких банках-интересантах — и речь идет не о Сбербанке, — которые хотели бы, чтобы S7 вступила в процесс, но мы категорически отказывались…
С субботы на воскресенье я проснулся в полчетвертого ночи и сказал жене: «Мы полезем в эту кашу».
Затем мы собрали «аксакалов» авиабизнеса (речь идет о Владимире Николаевиче Тасуне, главе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, и Геннадии Николаевиче Зайцеве, который был директором Федеральной авиационной службы РФ) и решили узнать, как они смотрят на такое решение.
Мы пришли к мнению, что, если «Трансаэро» в муках «уйдет в никуда», это будет однозначно плохое и неправильное направление как для индустрии, так и для страны. Мы находимся в такой ситуации, когда отсутствует четкая стратегия развития авиации страны… Поэтому мы встаем на пути государственной машины и пытаемся ей помахать, дать сигнал «туда идти не нужно».
При этом г-н Филев признает, что «для нас действительно возникают определенные риски. У «Трансаэро» очень много долгов. Мы предложили взять у госбанков ВТБ и ВЭБа флот «Трансаэро» и обещаем, что эти самолеты принесут им положительный денежный поток. Но мы не обещаем, что сможем заработать столько, чтобы покрыть все затраты банков.
Нам не по силам обслуживать коммерческий долг, который сейчас у «Трансаэро». Но мы готовы отдать часть своих акций в уплату коммерческого долга банкам, зарабатывать для них прибыль, чтобы акции стоили реальных денег. Есть единственное ключевое условие: мы не готовы на то, что наша доля в «Трансаэро» будет меньше контрольной».
Отвечая на вопрос, как новый владелец компании собирается действовать в ситуации, когда уже в ближайший понедельник «Трансаэро» потеряет сертификат эксплуатанта, Владислав Филев отметил, что рассчитывает на то, что «руководители все-таки смогут увидеть альтернативный путь, кроме укрупнения в отрасли и огосударствления экономики… Безусловно, именно государство сейчас заказывает музыку.
Но мы рассчитываем, что нашими союзниками станут самые большие госбанки — ВТБ и ВЭБ. Надеюсь, что союзником также может стать глава «Ростеха» Сергей Чемезов, который всегда говорил о том, что в стране должно быть несколько крупных авиакомпаний».
При этом, по его словам, «Сибирь» и «Глобус» будут объединены с «Трансаэро», «только если сертификат не заберут. И такой вариант пока еще возможен, точка невозврата не пройдена».
Говоря о своих дальнейших действиях, г-н Филев рассказал: «Мы вложим совсем небольшие для бизнеса деньги в акции. Пока мы находимся в процессе вступления в права. После того как получим выписку из реестра о том, что являемся владельцами, созовем собрание акционеров…
Мы оформим акции, проведем все процедуры, но если все пойдет по сценарию банкротства, то на следующей неделе в компании уже будет внешнее управление».
«Сейчас мы выступаем в роли наемных солдат и высказываем свое мнение, не с экономической, а с гражданской позиции. Вчера мы были в экспертном управлении администрации президента. Мне сказали там: «Мы понимаем твою гражданскую позицию, но мы не понимаем бизнес-логику.
…В какой стране будут жить мои дети? Я хочу, чтобы они продолжали здесь жить. Да, это не бизнес-позиция», – добавил совладелец S7.
Наконец, отвечая на вопрос о возможных последствиях банкротства «Трансаэро», Владислав Филев отметил, что «банкротство авиакомпании — вещь очень непростая. Ее перевод в режим банкротства приведет к тому, что парк будет остановлен на длительное время…
Переход компании в банкротство означает, что банкам придется зафиксировать убытки почти на полную стоимость самолетов. После того как процесс завершится, эти самолеты будут стоить не дороже металлолома, поскольку в отсутствие полетов их ресурс будет постоянно и неуклонно сокращаться...
Поэтому сейчас банкиры говорят, что, если государство забирает сертификат «Трансаэро», тогда наполните счета банков на аналогичную сумму — самолетам некуда летать, убытки растут. Но это уже большая игра для больших людей».
/TOURBUS.RU
|