29 октября
«Трансаэро» спасут малайзийцы?
Наши эксперты комментируют неожиданную информацию об интересе, проявленном к судьбе «Трансаэро» крупным малайзийским инвестфондом
Сегодня газета «Коммерсант» сообщила неожиданную новость - к лишенной с понедельника сертификата эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" проявили интерес зарубежные инвесторы.
Как рассказал изданию президент Российского инвестиционного агентства (РИА) Юрий Спиридонов, крупный инвестфонд, создаваемый с участием правительства Малайзии и "команды, имеющей опыт реструктуризации Malaysia Airlines и AirAsia", а также управления более мелкими авиакомпаниями, интересуется различными формами инвестирования в "Трансаэро".
По словам г-на Спиридонова, представители инвестора совместно с РИА провели уже две встречи с руководством Минтранса, на которых высказывали интерес к приобретению "Трансаэро". Как представители Минтранса, так и участвовавшие в переговорах крупнейшие банки — кредиторы компании (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ) поддержали это намерение, пояснил топ-менеджер РИА.
Конфигураций сделки может быть две, добавил г-н Спиридонов. Первая — покупка 100% акций "Трансаэро", при этом 50% остается у инвестфонда, а 50% передается в управление РИА, и реструктуризация долгов компании. "У малайзийских инвесторов есть опыт работы с долгами: они уже успешно реструктуризировали задолженность Malaysia Airlines, составляющую $6 млрд", — говорит глава РИА.
Второй вариант — если спасти "Трансаэро" не получится, то выкупить часть ее флота (Airbus А380, за которые внесены первые лизинговые платежи) и, добавив собственные самолеты, основать новую авиакомпанию. Она должна ориентироваться как на направления "Трансаэро", так и на дальнемагистральные перелеты в Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. "Азия — большой рынок, — говорит он, — поток пассажиров обеспечен, плюс к тому компания сможет предложить цены ниже "Аэрофлота" или "Трансаэро"". Структура собственности в этом случае должна быть такой же, как и в случае покупки.
Юрий Спиридонов добавил, что на начало ноября запланирована новая встреча. Он уточнил, что "Трансаэро" интересовались и два арабских фонда.
Как добавляет издание, реструктуризацию Malaysia Airlines, финансовые трудности которой лишь обострились после двух авиакатастроф в 2014 году, инициировал ее крупнейший акционер — госфонд Khazanah Nasional. Это фонд стратегических инвестиций при правительстве Малайзии, суммарные активы на конец 2014 года —$34,1 млрд. Но, по словам источника издания, в ситуацию с "Трансаэро" непосредственно фонд вовлечен не будет - предполагается создать новую структуру, используя опыт работы фонда и с привлечением команды, занимавшейся реструктуризацией.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что для фонда покупка "Трансаэро" может быть интересной только с точки зрения "коллекционирования проблемных перевозчиков", поскольку один у них уже есть.
У "Трансаэро" аннулированы сертификат эксплуатанта и назначения на все международные маршруты, говорит эксперт, и шансов "перезагрузить" компанию практически не осталось. В Малайзии сейчас ощутимый переизбыток дальнемагистральной провозной емкости, и предположение об интересе к контракту на четыре Airbus A380 не выглядит убедительным. Кроме того, если они действительно нужны, то слоты вскоре можно будет получить напрямую у Airbus.
Опрошенные нашим порталом эксперты также не доверяют информации о возможной сделке. «Компании «Трансаэро» больше нет – она сама подала заявление о банкротстве, которое, в свою очередь, выльется в реальные решения. Все закончилось, и любые попытки реанимации не приведут к результатам, это из области фантастики, - заявил в беседе с нами Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок. - Какой смысл восстанавливать то, чего нет, вообще возвращать компанию на рынок в каких бы то ни было объемах? Все активы «Трансаэро» уйдут за долги, флот будет возвращен лизингодателям.
По словам главы «Аэрофлота» г-на Савельева, «Трансаэро» брало самолеты в лизинг по «непонятным» ценам, потому условия лизинга по тем самолетам, которые заберет «Аэрофлот» в свою группу компаний, будут пересматриваться.
Конечно, чудо существует, и, возможно, «Трансаэро» удастся реанимировать. Вопрос только – зачем?»
«Все в истории с «Трансаэро» непрозрачно и неоднозначно, - говорит другой наш эксперт, пожелавший остаться неназванным. - Ситуация очень запутана, логика действий участников всего этого процесса непонятна. Так, например, глава Минтранса Максим Соколов неделю назад говорил о том, что аннулированное свидетельство эксплуатанта нельзя восстановить. Сейчас же этот самый г-н Соколов утверждает обратное, условия уже не такие жесткие. В общем, я бы не спешил пока с оценкой происходящего».
Отметим также, что сегодня стало известно, что «Аэрофлот" подал в Арбитражный суд Москвы второй иск к авиакомпании "Трансаэро" на сумму 3,05 млрд рублей. Заявление "Аэрофлота" зарегистрировано 28 октября, дата его рассмотрения пока не назначена.
Напомним, что это второй иск "Аэрофлота" к "Трансаэро". Первый иск на сумму 5,6 млрд рублей был подан 13 октября также в Арбитражный суд Москвы.
В свою очередь, сегодня РБК сообщило, что основные акционеры группы S7 завершили подготовку плана оздоровления «Трансаэро» и 30 октября он будет представлен кредиторам авиакомпании.
Накануне стало известно, что новый гендиректор «Трансаэро» Валерий Зайцев пригласил кредиторов компании и совладельца S7 Владислава Филева обсудить судьбу перевозчика на встрече, которая запланирована на 30 октября.
/TOURBUS.RU
|