08 декабря
Что ждет российскую авиацию?
Наши эксперты комментируют пессимистические мнения о перспективах развития отечественных авиаперевозок, прозвучавшие в ходе прошедшей в Москве «Транспортной недели»
Авиационная отрасль не видит никаких светлых перспектив на ближайшее будущее — такой вывод можно сделать из выступлений участников рынка и экспертов в на форуме "Транспортная неделя", - сообщает газета «Коммерсант».
Так, по оценкам профессора МГТУ ГА Александра Фридлянда, к третьему кварталу авиабизнес окончательно пришел к новой структуре: спад пассажирооборота международных линий стабилизировался на уровне 11-13%, рост на внутренних — на 17-20%, пассажиропоток за десять месяцев почти не изменился — 80 млн человек.
В целом уже к середине года авиаперевозчики, по данным статистики, накопили на внутренних линиях убыток в 32 млрд руб., что не компенсируется полученной прибылью на международных — около 5 млрд руб., сообщил эксперт.
Глава Минтранса Максим Соколов уточнил, что консолидированный убыток авиакомпаний в первом полугодии вырос втрое, до 28 млрд руб.
Министр признал, что на фоне ухудшения экономической ситуации и "практически полного исключения" полетов на Украину, в Египет и Турцию отрасль может лишиться около 8 млн пассажиров.
А глава "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов отметил, что только из-за роста курса доллара по сравнению с утвержденным в начале года ежемесячный убыток перевозчика составляет 250-300 млн руб.
Потери понесут и аэропорты: по оценке замдиректора Домодедово Дениса Нуждина, совокупная доля трех направлений в столичном авиаузле составляет 20% (Турция — 10%, Египет — 8%, Украина — 2%), а потенциальные ежегодные потери российских аэропортов составят 4,7 млрд руб.
Максим Соколов в качестве возможного выхода видит "поиск альтернативных направлений". Авиаторы сходятся во мнении, что компенсировать закрытие трех рынков внутренними направлениями не получится.
Однако замглавы Ростуризма Сергей Корнеев считает, что возможно выбрать "ключевые маршруты импортозамещения" с динамичным ценообразованием, которое учитывало бы финансовое положение потребителя.
На этом фоне аэропорты, со своей стороны, настаивают на дерегулировании их тарифов в Московском авиаузле , но авиакомпании предлагают заморозить это решение как минимум на год и просят снижения НДС на внутренних линиях с 10% до 0%, - отмечает «Коммерсант».
«Перспективы у авиационной отрасли унылые, - заявил нашему порталу, комментируя эту публикацию, Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок. - Причин здесь много: политика, закрытие ряда международных направлений, девальвация рубля (на российском рынке 99% парка - иностранные самолеты и лизинговые платежи производятся в евро и долларах), себестоимость использования самолетов и др.
«Нам нужны системные решения хотя бы в сфере внутренних перевозок, но пока что никто не хочет этим заниматься. Нужно развивать аэропортовую инфраструктуру, субсидировать перевозки. У нас нет даже цельной программы по развитию перевозок внутри страны. Не развивается должным образом рынок региональных перевозок.
Недоработки в авиаотрасли были всегда - даже во времена финансовой стабильности. И сейчас я очень смутно вижу перспективы на улучшение», - добавил эксперт.
«Состояние авиаотрасли сейчас не самое лучшее и надеяться на скорейшее восстановление не приходится, - заявил нам еще один эксперт, пожелавший остаться неназванным. – Ухудшение экономической ситуации, закрытие туристических направлений (Египет, Турция), слабый рубль – все это резко негативно отразилось на отрасли. Есть вариант сконцентрироваться на внутренних перевозках, но не уверен, что они смогут компенсировать потери от закрытия прибыльных направлений. Немало вопросов вызывают и чартерные перевозки».
«На мой взгляд, в следующем году будет происходить консолидация игроков на рынке авиаперевозок, - заявил нам Кирилл Фаминский, генеральный директор агентства самостоятельных путешествий Pososhok.ru. - Увеличить свою долю на рынке смогут 3-4 самых крупных авиакомпании плюс «Победа» и некоторое количество перевозчиков с меньшим объемом, которые смогу найти свою нишу».
«При этом именно авиакомпания «Победа» будет основным сдерживающим фактором, не позволяющим повышать тарифы на перелеты по России», - считает наш эксперт.
/TOURBUS.RU
|