В конце минувшей недели в Торгово-промышленной палате России состоялась совместная пресс-конференция Российского союза туриндустрии (РСТ) и Союза туристических агентств (СТА) на тему «Туристское законодательство. Вызовы и перспективы».
Юрий Барзыкин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, вице-президент РСТ, и Дмитрий Морозов, председатель Комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА, рассказали о необходимости совершенствования отраслевого законодательства, механизмах, которые помогут вывести отрасль из кризиса.
«Действующий закон о туристской деятельности нуждается в значительных доработках из-за возникновения новых реалий на российском туррынке. Законопроект по усилению ответственности участников туррынка был составлен по итогам кризисной ситуации 2014 года и не учитывает экстремальных событий минувшей осени. Имеющийся законопроект также «потенциально порочен» из-за огромной финансовой нагрузки, которую он возлагает на туроператоров, - открывая конференцию, заявил г-н Барзыкин.
– Предложения, подготовленные ранее, к сожалению, также не соответствуют серьезным вызовам времени. Поэтому требуется абсолютно новый подход, который позволит развивать туротрасль, учитывая интересы всех участников рынка».
Г-н Барзыкин пояснил, что «эти вызовы совершенно очевидны, и они появились не только в этом году. Совершенно понятный тренд на снижение выездного туризма, изменения конъюнктуры повышения внутреннего потока, во многом это обусловлено социально-экономическими факторами. Общие изменения в этом году – минус 40-50% на выездном рынке и плюс 30% на внутреннем.
На выездном рынке осталось 650 туроператоров, тогда как год назад их было 1920, а на начало 2015 года - чуть более 900. При этом на внутреннем рынке их число выросло на 25%. В целом на рынке происходит стагнация. Это чревато потерей значительного количества рабочих мест, невозможностью тому же потребителю реализовать свое право пусть уже на внутреннем рынке.
Нужны соответствующие условия для развития рынка - стимулы, поддержка, субсидирование. Есть система субсидирования авиаперевозок, но нет программ субсидирования развития внутреннего туризма для туроператоров. Да, есть федеральная целевая программа, которая работает на развитие инфраструктуры, но не на формирование турпотоков, стимулирование поездок. Не отвечает вызовам времени и то законодательство, которое действует».
«При любой кризисной ситуации – будь то банкротства 2014 года, ситуация с «Трансаэро» или ситуация с закрытием Египта – мы видим одно и то же. Каждый раз включается «ручной режим», в котором власть и турбизнес решает проблему. А должны работать нормы закона, - уверен г-н Барзыкин. - Некоторые оперативно принятые поправки действительно работают, помогая избежать критических последствий в дальнейшем, однако в целом ситуация с отраслевым законодательством движется от кризиса к кризису, что ведет к снижению устойчивости на рынке».
Димитрий Морозов добавил, что «отраслевой закон был принят в 1996 году и, несмотря на все вносимые изменения, уже не отвечает современным реалиям. Например, на данный момент государство обращает внимание на развитие внутреннего туризма, который законом фактически не регулируется. Да и многие другие механизмы, те же фингарантии, «давали сбой» при столкновении с реальностью, как это было в 2014 году».
В ближайшей перспективе, по словам г-на Морозова, необходимо добиться того, чтобы действующий законопроект был оперативно усовершенствован в интересах турбизнеса, например, добиться поправок, приравнивающих введение властями запрета на пребывание в той или иной стране, признанной небезопасной для туристов, к форс-мажору для турбизнеса.
«В более долгосрочной перспективе необходима разработка принципиально нового закона о туризме, концепция которого может быть представлена правительству уже в январе. Но разработка нового закона - дело небыстрое, на него уйдет минимум два-три года», - заключил г-н Морозов.
/TOURBUS.RU