Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
СтрахованиеМаркетинг

Клиент прав, даже когда неправ

 
Административная ответственность за нарушение прав потребителей

Любая продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг должны осуществляться с соблюдением законодательства о защите прав потребителей. В последние годы значительно увеличилось число административных дел, возбужденных органами Роспотребнадзора по факту нарушения прав потребителей, между тем многие предприниматели не знают, какие действия служат основанием для привлечения к ответственности. Попробуем разъяснить содержание одной из самых «популярных» статей, применяемых в отношении турфирм.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, предусмотрена статьей 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей». Целью данной нормы закона является защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.

Следует отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», который вступит в силу с 1 июня 2007 г. объем необходимой и достоверной информации о туристском продукте, туроператоре, турагенте, предоставляемой потребителю, значительно расширен.

Так, потребителю необходимо предоставить необходимую и достоверную информацию в наглядной форме и на русском языке: о потребительских свойствах туристского продукта; о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, пребывания там; об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания; об обычаях местного населения, в том числе связанных с религиозными обрядами, о священных местных местах и святынях, о художественных, археологических, культурных ценностях, природных и других объектах; о порядке доступа к туристским ресурсам; о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания; об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда его имуществу; об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Кроме сведений о туристском продукте потребитель имеет право получить информацию о туроператоре (турагенте), размере и сроке действия финансового обеспечения туроператора, о режиме работы туроператора или турагента, реализующего туристский продукт непосредственно потребителю.

Положения Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» о финансовом обеспечении деятельности туроператоров имеют самое непосредственное отношение к потребителям. При реализации турпродукта туристу должна быть предоставлена информация о возможности предъявления требований о возмещении ущерба непосредственно страховщику или гаранту, порядок и сроки предъявления требований, перечень необходимых документов.

В случае отсутствия такой информации или предоставления недостоверных сведений потребитель лишится возможности получить возмещение причиненного ущерба, таким образом, будут нарушены его права, предусмотренные федеральным законом.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8, составляют действия или бездействие туристической организации, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Административную ответственность по части 1 статьи 14.8 в виде штрафа от 5 до 100 МРОТ за данное правонарушение несут должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Штраф, установленный по части 2 указанной статьи, более значительный - до 200 МРОТ. В статье предусмотрена ответственность за включение в договор пунктов, ущемляющих права потребителей. Часто встречающиеся в практике договоры, содержащие условия, предусматривающие право турфирмы в одностороннем порядке (без уведомления и согласования с туристом) произвести замену отеля проживания на равноценный, изменение программы пребывания, маршрута, условий путешествия и иных потребительских свойств туристского продукта, а также право турфирмы на перенесение срока поездки, ущемляют права потребителя и противоречат положениям статьи 310 и части 1 статьи 452 ГК РФ.

Рассматривая кассационную жалобу труфирмы с просьбой отменить наложенный штраф в размере 10 000 рублей по части 2 статьи 14.8 КоАП, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 6 марта 2006 г. указал, что «отель проживания и сроки поездки относятся к существенным условиям договора оказания туристических услуг и одностороннее изменение эти условий недопустимо». Жалоба была оставлена без удовлетворения, а штраф - без изменения.

Кроме того, многие турфирмы включают в договоры условия, предусматривающие обязанность потребителя в случае отказа от исполнения договора уплатить неустойку либо произвести оплату фактически понесенных расходов, выраженных в процентном, порой до 100%, отношении к стоимости туристского продукта. Хотелось обратить внимание, что фактически понесенные турфирмой расходы по исполнению обязательств по договору не могут быть известны заранее и требуют документального подтверждения. Включение таких пунктов в договор расценивается как правонарушение по части 2 статьи 14.8 Административного кодекса.

Новый специальный норматив - Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, предусмотренного статьей 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». В соответствии с законодательством территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) будут осуществлять проверку соблюдения положений данного норматива.

Туристическим фирмам следует внимательно относиться к вопросам соблюдения потребительского законодательства и не подвергать свое предприятие штрафам со стороны государственных контролирующих органов. При необходимости для представления интересов в административном производстве либо для оспаривания штрафа следует обращаться к профессиональным юристам.

Георгий МОХОВ

Автор статьи - юрист, член Российского союза юристов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата».

Опубликовано в журнале «Турбизнес», №5 (май) 2007 г.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2025 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта