Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Октябрь 2015
« Вернуться к журналу  

Не успел рынок «переварить» известие о слиянии «Аэрофлота» с «Трансаэро», как его участникам «вкололи» новую порцию адреналина. 1 октября принято решение о начале процедуры банкротства «Трансаэро», и теперь только продуманные совместные решения могут помочь избежать коллапса как на авиарынке, так и в российском туризме.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Одной цифры достаточно, чтобы понять масштаб проблемы: по состоянию на 30 сентября наотдыхе вРоссии иза рубежом с билетами «Трансаэро» находилось до 118 тысячтуристов, являющихся в основном клиентами туроператоров «Библио Глобус», «НТК Интурист», CoralTravel и «Натали Турс». В целомже от имени перевозчика на ближайшие месяцы продано более 620 тысяч билетов, из которых свыше205 тысяч – в составе турпакетов.Что и позволило главе Ростуризма Олегу Сафонову заявить: «Если перевозка туристов по предоплаченным билетам «Трансаэро»не будет выполнена, последствия окажутсядаже более серьезными, чем летом 2014 года».

Почему же слияния, «благословленного» на самом «верху», не произошло? Формально поводом для отмены «Аэрофлотом» оферты стало то, что в период до 28 сентября 2015 года, когда должна была закрыться сделка, нужный пакет в 75% акций не был консолидирован на одном юридическом лице. Фактически покупателю стало понятно, что это груз, который способен потопить его самого.

Долги у «Трансаэро» гигантские: в целом более 250 млрд рублей. При этом до 150 млрд – обязательства по лизингу лайнеров, еще 85 млрд перевозчик задолжал банкам и примерно 16 млрд рублей – за топливо и обслуживание в аэропортах. «Компанияоперационно убыточна три года подряд: недумаю, чтокредиторы готовы пойти нато, чтобы вложить свои обязательства вее уставный капитал», – заявил по этому поводу руководитель Сбербанка Герман Греф. «Никто не был заинтересован в спасении находящейся в сложном финансовом положении авиакомпании», – считаети глава ВТБ Андрей Костин. При этом представители крупных кредиторов (а среди них и ряддругих банков) сообщили, что готовы«извлекать» задолженность путем ее «просуждения» впроцессе банкротства.

Как станут развиваться события? Предполагается, что банковские кредиты останутся на балансе головного юридического лица (ОАО «Авиакомпания «Трансаэро»). Часть самолетов «Трансаэро» заберет себе «Аэрофлот», а большую –вернут лизингодателям.На базе своей «дочки», авиакомпании «Россия»,присоединив к ней «Донавиа» и«Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот», по словам его генерального директора Виталия Савельева, создаст новую компанию. Свой «рецепт» спасения «Трансаэро» предложил и ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» (МФК), который считает возможным 75% (+1 акция) ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» передать в управление банкам-кредиторам. При этом они принимают единый подход к реструктуризации долгов. 20% из них списывают в обмен на льготы от Банка России. А «операционная деятельность «Трансаэро»возобновляется в необходимом объеме под руководством опытного и профессионального менеджмента».

Что касается судьбы пассажиров (а именно это больше всего волнует туристический рынок), то и «Аэрофлот», и министр транспорта РФ Максим Соколов заверили: перед ними все обязательства выполнят. «Аэрофлот», в частности, сообщил, что «пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если она будет отменена». Максим Соколов добавил, что в процессе могут быть задействованы все крупные авиакомпании страны, включая «ЮТэйр», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Россию» и т. д. Что, с учетом среднего коэффициента загрузки кресел менее чем в 80%, вполне возможно.

Сейчас известно: срок перевозки«регулярных» пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами (а новые не продают) продлен до нуля часов 15 декабря 2015 года.Ина внутренних, и на международных направлениях. А вот туристам (в частности, «Библио Глобуса») придется все время быть в напряжении, так как их судьба зависит от успеха переговоров в «верхах»: как заявил управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков, продажа турпакетов на рейсах «Трансаэро» с вылетами после 25 октября остановлена. При этом, по его оценке, «вылеты до 24 октября будут выполняться с вероятностью, близкой к 100%» и, таким образом, 60% объема уже проданных оператором туров будет закрыто.

Как оценивают события вокруг «Трансаэро» на российском туристическом рынке? Коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский полагает, что «еще слишком мало вводных для того, чтобы заниматься прогнозированием». «Ключевой момент – как решат проблемы с перевозкой «Трансаэро» его основные партнеры («Библио Глобус», «НТК Интурист», CoralTravel и «Натали Турс»)», – отмечает он. «Натали Турс» решение уже принял: «туры на базе «Трансаэро» с датами вылета начиная с 5 октября 2015 года будут либо переформированы под вылеты другими авиакомпаниями, либо аннулированы с полной компенсацией их стоимости». По оценкам компании, объем туров на базе полетных программ «Трансаэро» с датами вылетов после 5 октября – 1 тысяча. «С этими клиентами будем работать индивидуально, – подчеркнул президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. – Гарантируем, что наши обязательства перед туристами будут выполнены в полном объеме».

Как заявил вице-президент АТОР Дмитрий Горин, «Аэрофлот» уже предложил туроператорам новые контракты на период зимней (т. е. после 26 октября) навигации. «Ресурсы компании и его «дочек» позволяют организовать перевозки: нужно ожидать, что в связи с этим туроператоры будут предлагать клиентам замену рейсов», – считает Дмитрий Горин. Соответственно, в самое ближайшее время «Аэрофлот» станет перезаключать договоры с туристическими компаниями уже от своего имени (или от имени «дочек»). В связи с чем расписание рейсов может изрядно корректироваться: не исключено, что пассажиров будут «передавать» и на рейсы других перевозчиков.

Поскольку «Трансаэро» был крупнейшим перевозчиком на чартерных дальнемагистральных направлениях, определенную выгоду могут получить как «Аэрофлот», так и туроператоры, располагающие собственными «крыльями». Например, «Россия», входящая в структуру «Аэрофлота», получит возможность снова задействовать простаивающие лайнеры Boeing 767, а PegasTouristik или ANEXTour – предложить места на самолетах своих авиакомпаний партнерам-конкурентам.Как полагает коммерческий директор TEZTour Александр Буртин, в связи с общим снижением выездного турпотока из России особых проблем в случае полного ухода с рынка «Трансаэро» не возникнет. «Если учесть, что уже «просевший» выездной турпоток может сократиться и еще, оставшиеся перевозчики вполне способны заполнить освободившуюся «нишу», – считает он.

Не согласиться с ним трудно: если октябрь, на который приходится две трети проданных по линии «Трансаэро» билетов, пройдет без потрясений, то особых проблем банкротство «Трансаэро» туристическому рынку России недоставит. А если оставшимся перевозчикам удастся «заткнуть» своими бортами такие массовые направления зимы, как Египет и Таиланд, то и остальные вопросы наверняка будут сняты. Если не случится новых неожиданностей. 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72