Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Декабрь 2016
« Вернуться к журналу  

В клубке противоречий

Новая редакция закона продолжает нервировать российский турбизнес, ведь до «часа икс» остается меньше месяца. Операторы и агенты готовятся к перезагрузке партнерских отношений, одновременно надеясь, что менять устоявшиеся схемы работы не придется.

 

ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА

 

Совсем скоро турагенты должны будут работать от имени и по поручению туроператоров… Или все-таки туристической рознице разрешат действовать от своего имени? Вокруг этой темы уже сломано немало копий, но отсутствие четкой картины будущего порождает новые обсуждения. Эксперты отрасли, между тем, единодушны: панические настроения деструктивны, а рынок в любом случае сумеет приспособиться к новым реалиям.

 

«Поправка «от имени и по поручению» предполагает, что туроператоры несут полную ответственность за все договоры, которые заключают турагенты от их имени, – говорит Александр Сирченко, заместитель генерального директора компании «TUI Россия и СНГ». – Но туроператоры и сейчас несут ответственность за действия турагентов, работающих от своего имени». Эту же мысль пытается донести учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, подчеркивая, что кардинально на рынке даже в случае принятия законодательной нормы об обязательности работы агентства от имени оператора ничего не поменяется – изменится лишь характер документооборота.

 

В законе на момент подписания номера значилось требование о том, что туры агенты смогут продавать лишь  от имени туроператоров на основании выданной операторами доверенности. Опасений с этим пунктом связано немало. В частности, бытует мнение, что после Нового года агенты, принимая деньги у туристов, не будут являться субъектами сделки, а станут выполнять функции платежных агентов. «Пока законодательная база находится в процессе доработки и обсуждения, есть шанс, что многие моменты будут устранены», –  говорит Ольга Иванова, PR-директор УК объединенной сети «Горячие туры» и «ТБГ».

 

Действительно, в середине ноября Минкультуры подготовило проект поправок к закону о туризме, которые исключают необходимость выдачи турагентству доверенности туроператора. Экспертный совет по туризму при Совете Федерации поддержал эту, а также некоторые другие поправки, осталось лишь, чтобы окончательный, «правильный», вариант закона был принят в Госдуме. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, мнение отрасли услышано, и с 1 января агентства смогут работать и от своего имени.

 

Между тем, турбизнес подготовится к жизни по новым правилам. Сергей Самохвалов, директор по развитию сети «Глобал Трэвел», считает, что поправка «от имени и по поручению» только нервирует участников рынка, но никак не влияет на его функционирование. «Большая часть операторов определилась, как будет действовать. Наиболее кардинальный вариант предлагает «Пегас Туристик», остальные, скорее всего, будут выдавать доверенности с правом передоверия», – полагает эксперт.

 

«Пегас Туристик» «принял удар», первым озвучив рынку свои условия сотрудничества. Вариант с обеспечительным платежом или банковской гарантией вызвал волну негодования со стороны туристической розницы, что вынудило оператора анонсировать еще один возможный вариант работы. Он предложил агентам открыть расчетный счет в «Альфа-Банке» и привязать его к системе бронирования «Пегаса». Еще через некоторое время туроператор решил «заманить» агентов в свою розничную сеть, предложив будущим франчайзи льготные условия сотрудничества, без всяких депозитов. А после информации о вероятной отмене доверенностей оператор пообещал, что изменения в работе с агентами будут небольшими.

 

Другие крупные операторы предпочли дождаться официальных подтверждений и лишь потом озвучить свою позицию. Некоторые игроки, впрочем, планами поделились. Например, в TUI рассматривают несколько форматов взаимодействия с розничным рынком, но, вероятнее всего, с агентствами будут работать на бездепозитной основе. «С некоторыми крупными консолидаторами мы сотрудничали на условиях депозита или обеспечительного платежа, с ними схема работы, скорее всего, не изменится. Своим франчайзинговым агентствам мы планируем однозначно без депозитов выдавать доверенность», – рассказывает Александр Сирченко. «Депозиты наша компания вводить не планирует, схема дальнейшей работы будет принята в зависимости от дополнительных поправок и трактования закона», – говорит директор по развитию агентской сети туроператора BSI group Татьяна Белова.

 

Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет Тревел», говорит о готовности – если это будет необходимо – выдавать доверенности своим постоянным, проверенным агентам. Показательный пример – Click Voyage. Еще в конце октября туроператор первым на рынке начал выдавать доверенности, причем от ключевых партнеров никакие поручительства для ее получения не требовались.

 

Тема депозитов – еще один «больной» вопрос для рынка. Очевидно, что вариант с депозитом выгоден поставщикам услуг, а их желание подстраховаться, чтобы не отвечать кошельком за поступки недобросовестных агентств, понятно и естественно. С другой стороны, агенты не готовы просто так «замораживать» на счетах операторов деньги, причем без всяких гарантий на их возвращение, да и финансовые возможности у них очень ограниченны.

 

«Если туроператоры обяжут вносить депозиты, это приведет к переходу большого количества агентств в сетевые структуры, – констатирует Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон». – Вообще складывается впечатление, что туроператоры очень плохо информированы о финансовом положении агентов, особенно региональных. Среднестатистическое агентство сотрудничает с десятью операторами, таким образом, необходимая сумма депозитов – 500 тысяч (из расчета 50 тысяч за одного туроператора). Для небольших региональных агентств – это запредельная сумма».

 

«Вполне вероятно, что новый закон о туризме приведет к сокращению количества агентств, работающих по прямому договору с туроператорами, – соглашается Мария Конабеева, директор по маркетингу TBS Group. В текущей интерпретации закона у небольших розничных компаний просто не хватит свободных средств для размещения депозитов у всех крупных туроператоров. Логично, что турагентства будут стремиться работать через крупных реселлеров и центры бронирования».

Есть еще один важный нюанс, касающийся влияния депозитов на рынок.«Вместо того, чтобы упрочить работу операторов, депозиты ослабят ее, – считает Максим Приставко. – Ситуация на рынке непростая, и любой негатив, направленный на какого-либо туроператора, вызовет недоверие к нему со стороны агентов. Как следствие, агенты перестанут бронироватьего туры и начнут забирать свои деньги. К тому же депозиты могут находиться в обороте компании, и одновременное их изъятие сильно пошатнет ее финансовую устойчивость и в конечном счете приведет к банкротству оператора».

 

К слову о банкротствах

Поправки в закон в первую очередь призваны усилить ответственность туркомпаний и повысить уровень защиты туристов. Выполнят ли они свою миссию? Эксперты сомневаются. «Планируемые новые фонды туроператорской ответственности, как и уже имеющиеся, не смогут полностью защитить туристов в случае новых кризисов и краха массовых крупных туроператоров, во-вторых, это дополнительная нагрузка на бюджет компаний, которая вряд ли сможет компенсировать туристам их потери, например, при полном банкротстве туроператора», – считает Татьяна Белова.

 

Рост финансовой нагрузки волнует многих игроков. По мнению Оксаны Лазаревой, директора краснодарского туроператора «ЛА-ТУР», с учетом низкой маржинальности операторов дополнительные поборы могут привести к росту цен на туры, укрупнению бизнеса и, возможно, всплеску новых банкротств. «Изменения в новом отраслевом законе не решают главных проблем, ради которых они вносились, а только ставят новые препоны на пути развития туротрасли России, увеличивают и без того огромный документооборот», – сетует она.

 

Действительно, сейчас подавляющее большинство операторов заняты «вычленением» турпродукта из общей доли продаж для того, чтобы впоследствии правильно рассчитать финобеспечение и все взносы. «Несладко» придется «тяжеловесам» рынка: у них турпродукт составляет около 90% продаж, поэтому их финансовые затраты вырастут значительно. При этом средним и малым операторам, напротив, новые правила могут быть выгодны. «У нас, например, менее 50% продаж услуг можно квалифицировать как турпродукт. Поэтому мы надеемся, что сможем уложиться в 10 млнфингарантий, и тогда для нас дополнительная финансовая нагрузка в виде отчислений в известные фонды нивелируется», – делится Максим Приставко.

 

Эксперты обращают внимание и на то, что для внутреннего и въездного туризма с вступлением в силу поправок в отраслевой закон практически ничего не меняется. Хотя очевидно, что за последние пару лет турпотоки на внутрироссийских направлениях заметно выросли, и, соответственно, увеличились риски. «Что будет с туристами, если, скажем, обанкротится туроператор, работающий на внутреннем рынке? Как туристы, находящиеся в момент банкротства на отдыхе,будут возвращаться домой?», – задается вопросами Ольга Иванова. Получается, что закон вроде бы и обновили, но он снова безнадежно отстает от реалий турбизнеса.

 

И напоследок два примера прогнозов на 2017 год. «После 1 января нас ждет «очень веселая и интересная» жизнь. Проверяющие органы усилят работу по наполнению своих карманов за счет штрафов, количество операторов и агентств сократится, усилится общая неразбериха»,– пишет один представитель рынка. «Панику подняли те, у кого мало работы. В новом году в отрасливсе останется ровным счетом так, как есть сейчас», – заочно возражает ему другой. А какой точки зрения придерживаетесь вы?


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72